По следам “Светлого пути"

06 марта 2012 3408

Недавний показ по телевидению фильма "Светлый путь", состоявшийся в рамках юбилея Любови Орловой, в очередной раз поставил вопрос: и все-таки почему у нас?

"Если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно..." Особенно когда речь идет про идеологизированное предвоенное кино. Обратимся к первоисточникам.

В августе 1939 года вышел очередной номер большеформатного иллюстрированного журнала "СССР на стройке" (пропагандистское издание на основных языках мира). Он целиком был посвящен Загорску.

"Надо ли особенно распространяться о том, как внешне изменился город, это бывшее бойкое базарное место — Сергиев Посад... Есть в Загорске и новые крупные заводы, и новые фабрики, как, например, хорошая трикотажная фабрика им. Розы Люксембург". Это место действия фильма, где реализуется советский вариант сказки о Золушке.

Родившаяся 10 июня 1930 года трикотажная фабрика первоначально имела название трикотажно-чулочной. Предприятие выпускало чулки, платки, детские свитера.

Через три года на фабрике работало уже 119 вязальных машин, а коллектив насчитывал 560 человек. Выпуск чулок был полностью прекращен, стали вырабатывать только верхний трикотаж.

По следам “Светлого пути`

Еще в 1932 году был произведен набор девушек из окрестных сел и деревень. Для их обучения создали ФЗУ. К 1940 году на 182 машинах коллектив выработал уже 1 миллион 564 тысячи изделий.

По следам “Светлого пути`

Сказывалась модернизация техники, растущая производительность труда и профессиональная грамотность. Все тот же "СССР на стройке" так характеризовал производство на трикотажной фабрике: "В Загорске индустрия представлена довольно разнообразно. Маленьким и взрослым лыжникам и вообще многочисленным любителям удобных и красивых шерстяных вещей полезно узнать, что свитеры, шлемы, кофты, рукавички, шарфы и шапочки выделываются в Загорске, на фабрике имени Розы Люксембург. И с вязальщицами-кустарками произошла такая же история, что и с кустарями-игрушечниками. Множество бывших кустарок работает сейчас на трикотажной фабрике, показывая высокие образцы труда. "Станки лучших стахановок вы сразу увидите", — говорят на фабрике. И действительно, красные флажки с портретами Ленина и Сталина ярко украшают многие машины".

Все тот же журнал писал о "прекрасной атмосфере дружбы и доверия" и констатировал: "Как видите, в самые важные моменты жизни страны маленькие города ни в чем не отстают от столиц! Старые стены и башни бывшего Троице-Сергиева монастыря напоминают нам героические страницы нашей истории. Теперь в этих стенах и вокруг них идет живая темпераментная жизнь районного города!"

Но создателей фильма привело в Загорск не только это. Дело в том, что наши трикотажницы были первыми, кто поддержал почин ивановских ткачих сестер Виноградовых о развертывании стахановского движения в отрасли.

По следам “Светлого пути`

Именно их обращение читает Таня, героиня фильма на обнаруженном ею обрывке газеты. Попали в кадр и новые машины, полученные на предприятии в конце 1930-х, и работы по реконструкции помещения (помните фрагмент с сокрушением кирпичной кладки?). Подобным путем расширялось пространство предприятия, из классных комнат и спальных помещений бывшего дома призрения создавались цехи.

...А вообще-то, давайте будем помнить, что любая "Золушка" — это сказка. Где бы ни происходило действие — в предвоенном Загорске, на Бродвее или на Рублевке.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Газета "Вперед"