Из истории уездной милиции

09 апреля 2012 3721

Этот фотоснимок предоставили нам друзья-краеведы. Место действия — город Сергиев, время — 1927 год, автор — знакомец Михаила Пришвина фотограф Петр Любимович Пендрие. Его "фотолаборатория" располагалась в доме №40 по улице Кооперативной. А герои снимка — тогдашние "силовики", сотрудники милиции и уголовного розыска.

К началу 1930-х годов закончилось формирование структур местных правоохранительных органов. Входили они в административный отдел

горисполкома. Уездная милиция включала в свой состав 59 сотрудников в городе (включая канцелярию) и 41 сотрудника в уезде. Состояла милиция из административно-строевой части во главе с помощником начальника. Кроме того, имелись "Стол административных взысканий", "Стол выдачи видов на жительство" (среди прочих задач которого была регистрация бывших белых офицеров и белогвардейцев), "Адресный стол", "Стол актов гражданского состояния", "Военно-учетный стол", "Хозстол". Имелся и "Общий стол", который выдавал разрешения на открытие чайных, столовых, кафе, постоялых дворов, разрешения на торговлю вином и пивом. Эти функции отпали сами собой при свертывании НЭПа.

Из истории уездной милиции

Вот интересный документ, характеризующий взаимосвязь деятельности милиции и текущих политических задач: "За энергичную работу милиционера т. Филатова по борьбе с нелегальной резкой скота (задержал в 11 ч. ночи спекулянта с парным мясом, через которого удалось раскрыть 6 лишенцев, систематически злостно убивающих скот и спекулирующих) вынести ему в приказе по Адмотделу благодарность и выделить премию в размере 40 руб. из средств Райисполкома" (из протокола заседания райисполкома от 17 февраля 1931 года).

Постановлением от 7 марта 1931 года (в соответствии с общесоюзным) административный отдел был переименован в Районное управление милиции и Уголовный розыск. Политическое и оперативное руководство передано ОГПУ (позднее — НКВД) с сохранением существовавшего порядка подчинения милиции рай-исполкому.

Еще в феврале 1918 года советское руководство приняло меры "к увеличению числа мест заключения", вызванное необходимостью "обезопасить Советскую Республику от классовых врагов". Однако вскоре пришлось бросить немалые силы, чтобы обезопасить советских граждан от распоясавшегося криминалитета.

Бывший городской тюремный замок был переименован в исправдом. Считалось, что, приучив правонарушителя к полезному труду, можно вернуть его к положительному образу жизни ("перековать"). Поэтому при исправдоме имелись две мастерские (столярная и сапожная), были созданы курсы ликвидации неграмотности. В летний сезон имелся огород. Арестанты разделялись на группы в "зависимости от степени исправления".

В конце 1930-х годов Загорская тюрьма значилась в документах как "Тюрьма №7".

Кроме того, в конце 1920-х — начале 1930-х годов в здании бывшего Странноприимного дома, занятого в то время силовыми структурами (впоследствии — городской почтамт), размещался изолятор Загорской административной комиссии, получивший прозвище "концлагерь". Через этот изолятор прошли сотни раскулаченных семей перед их дальнейшей высылкой в Сибирь и Казахстан.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Газета "Вперед"