Загорский космонавт

16 апреля 2012 3824

Представим наш город пятьдесят два года назад. По проспекту идут желто-синие автобусы. Вот один из них остановился вблизи старого здания Института игрушки. На переходе через проспект из стеклянной будки-стакана кому-то свистнул постовой милиционер в белом кителе и синих галифе — настоящий Дядя Степа. Торопятся девчонки, стуча каблуками-шпильками. Промелькнул дядька в кителе и сапогах, с сигаретой в толстом мундштуке, а за ним — франтоватый парень в плаще-болонье... А где-то совсем рядом, за дверями лабораторий рождается дерзкая космическая программа.

Вы заинтригованы? Увы, ничего сверхсекретного, успокойтесь, агент О07! Речь идет о рождении космической игрушки — загорского космонавта. Спроектировали его где-то в 1960 году. Хотя человек еще не полетел в космос, это казалось делом если не ближайших дней, то ближайших месяцев. В космос уже регулярно летали животные, а на иллюстрациях к отечественным научно-фантастическим романам замелькали образы космонавтов, какими их представляли художники. А публикации журналов "Техника — молодежи" и "Знание — сила" этот образ конкретизировали. Именно под их влиянием и сформировался образ игрушечного покорителя космоса.

Предусматривалось две модели — с шарнировкой, по принципу пупса, и маленький, цельный, напоминающий "голыша". В целом привычная схема, но с абсолютно новым наполнением! Большого космонавта собирались делать из привычного целлулоида, а вот малыш грозил стать "продвинутым": для него разработчики наметили перспективный материал — ПВХ. К слову, на внешний вид этого парнишки сильно подействовал костюм водолаза-глубоководника.

Однако разработать-то игрушки разработали, а вот в тираж сперва не пустили. Не думайте, грифа секретности или грозного звонка из ЦК не было. Просто приберегли до свершения факта. Ждать осталось недолго. 12 апреля 1961 года полет Ю. А. Гагарина открыл "космическую эпоху", и разработка игрушечников из мечты стала явью. Конечно, пришлось внести отдельные правки в первоначальный проект. Это касалось внешнего облика шарнирного "космонавта". Но малыша оставили в первоначальном виде, и поэтому ему приходилось быть в детских играх не только покорителем Вселенной, но и покорителем морских глубин. Для этого ему приделывали какой-нибудь балласт, например, тяжелые гайки.

А вслед за игрушечным человечком космическое пространство начали штурмовать... медведи! В реальной жизни медведям не повезло, никто из их породы не отправлялся за пределы земного притяжения. Так то настоящие, а вот богородские — другое дело! Древний игрушечный промысел, к тому времени сделавшийся уже более сувенирным, горячо откликнулся на зов времени. Можно только позавидовать той активности, с какой мишки осваивали внеземные орбиты. Они запускали спутники, бегали с лунными вымпелами, фотографировали обратную сторону Луны. Иногда их сопровождали другие зверюшки. С первого взгляда абсурдное "заказное" совмещение традиционной фигурки с актуальным позывом дня на деле превращалось в милый условный игровой образ.

Промчались годы. Все труднее и труднее на антикварном рынке отыскать тех космических мишек. Да и веселые космонавтики тех лет встречаются только на сайтах коллекционеров да в домашних альбомах — напоминанием о детстве нынешних пап и мам, а то и дедушек с бабушками. Что тихими ночами снится какому-нибудь из этих раритетов? Посадка яблонь на Марсе? Встреча с Большой Медведицей? А может быть — добрые руки наших игрушечников и старый Загорск, одна нога которого еще стояла в кустодиевской глубинке, а другая — смело шагала в неизведанное будущее?

Алекс Рдултовский

Газета "Вперед"