В ГОРОД ПРИШЛА ВОЙНА

25 июля 2006 5400

В ГОРОД ПРИШЛА ВОЙНА22 июня 1941 года глазами современников.

Тот день существует как бы в двух измерениях: каким он должен был стать и каким стал. Именно это ощущение двойственности придает ему особый, трагический оттенок. А когда речь идет о конкретном городе, с конкретными людьми, он и вовсе приобретает почти личностные черты.

"С прилавков все исчезло"

Воскресенье 22 июня 1941 года могло надолго запомниться загорчанам по прозаической, но важной для многих причине: с утра планировалось долгожданное открытие нового колхозного рынка на Большой Кукуевской улице. Его строительство затянулось почти на 10 лет. Житель нашего города Владимир Константинович Казаков вспоминал: "В ожидании всяких городских торжеств мы, босоногие мальчишки, приготовили ботинки! На новом рынке, готовясь к большим торгам, заранее собирались крестьянские подводы с товарами".

Накануне горисполком принял специальное постановление:

"1. Утвердить зав. Новым колхозным рынком т. Колесова Ивана Алексеевича с окладом 500 р.

2. Установить начало работы рынка ежедневно с 8 до 4 часов".

Однако известие о начале войны спутало все планы.

Галина Яновна Луневская вспоминает: "В тот день ждали гостей. Мать со мной пошла на новый рынок - думала, что будет всего много и дешево. Дошли до Первого дома советов, видим, толпа народа у "чревовещателя" (так называли громкоговоритель у аптеки). Подошли послушать - оказывается, Молотов выступает. И сразу все с прилавков исчезло, все попрятали. Мать купила маленькую масленку, а в нее подсолнечного масла. С этими "припасами" и встретили войну".

Что было в газете

Воскресным утром 22 июня 1941 года наши земляки получили газету "Вперед". Выходила она тогда каждый день и разносилась утренней почтой. В номере, конечно, не было ни слова о начавшейся войне - его верстали и печатали накануне, в субботу.

Одну из статей посвятили работникам типографии: они досрочно выполнили план полугодия. Среди перечисленных директором П. И. Русаковым стахановцев - печатник В. Пучков и наборщица В. Шалашова. Кто бы мог предположить, что одному будет суждено пасть смертью храбрых, а другой - девушке-добровольцу фронтовой типографии - вернуться домой с боевой наградой...

Секретарь ГК ВКП(б) М. А. Прудовский (он курировал промышленность) подготовил материал о талантливых изобретателях и рационализаторах. Среди них - "т. Шпагин". Вряд ли многие тогда знали, что знаменитый конструктор стрелкового оружия Георгий Семенович Шпагин вот уже несколько месяцев руководил в нашем городе "обкаткой" нового автомата - знаменитого "ППШ", или "папаши", как будут любовно величать его бойцы.

"Загорск - наш родной город. Каждый благоустроенный дом, школа, улица радуют жителей города. Они любят свой родной город, они гордятся своим городом", - говорилось в передовой статье о планах благоустройства улиц и пригородов, вверенных производственным коллективам и уличным комитетам. Среди них - общественники 2-й Рыбной улицы, во главе с уличкомом Обручниковой. Спустя полгода они одними из первых в Загорске откликнутся на призыв работницы московского завода "Красный богатырь" Е. С. Овчинниковой взять на воспитание ребенка, которого осиротила война.

Номер газеты пестрит материалами на тему тогдашних "болевых точек". Судьба водоемов, превратившихся в рассадник малярийного комара. Борьба с вредителями сельского хозяйства. Юннаты во главе с Н. Прилуцким предлагают способ истребления земляной блохи. Знают ли они, каких "блох" вскоре предстоит изгонять с родных полей! А пока впереди у детворы - праздник школьников в парке. Прямо День города!

"Люди были мрачны"

О распорядке торжеств в двух противоположных пунктах Загорска должны были информировать городские репродукторы местного радиовещания. Однако им выпала другая доля - стать вестниками беды.

Вспоминает Степан Михайлович Дроздов, в то время - заведующий отделом пропаганды и агитации Загорского горкома ВКП(б): "Первый день войны мы встретили вполне по-мирному. Накануне вечером прослушали последние известия, никаких тревожных сообщений не было. Утром - тоже. По случаю окончания учебного года в городском саду было организовано гуляние для школьников, на котором мне нужно было присутствовать. Я отправился туда пораньше... Часов в 12 по радио выступил Молотов, сообщил о начале войны. Мы отпустили детей по домам. По дороге я встретил Тасю (жену. - А. Л.). Она шла в город нарядная, веселая, надушенная. Сообщения о начале войны она не слышала и, как потом говорила, очень удивлялась тому, что встретившиеся ей знакомые и незнакомые люди были мрачны, подавлены, не обращали внимания на ее праздничный вид".

Для Вячеслава Сергеевича Царапкина, героя облетевшей весь мир фотографии "Лейтенант продолжает бой" (о нем наш "Краеведческий вестник" писал в апреле 2005 года), начало войны оказалось иным. "Жил я в то время в Москве, но на выходные часто выбирался в Загорск. В то время активно увлекался велосипедным спортом, и "стальной конь", конечно, был при мне. Когда узнал про начало войны - вскочил на велосипед, скорей на станцию и поехал в столицу, в райвоенкомат. Сперва не подошел по возрасту, не хватало нескольких месяцев, какое-то время пришлось строить укрепления под Москвой".

Земляки - на фронте

Вспоминает Марина Николаевна Леонова: "Помню, как 22 июня 1941 года ко мне утром пришел бывший одноклассник Юра Дикштейн, буквально накануне прибывший на побывку из армии. Он сообщил, что началась война. Тем же вечером мы проводили его обратно в часть..."

Приятель Ю. Дикштейна Сергей Янович Луневский, до войны - художник-оформитель на "Трикотажке", был призван в армию в 1939 году. А 22 июня 1941 года встретил в артиллерийской части под Каменец-Подольским. "В тот день орудия у нас находились на профилактическом осмотре. В противном случае мы могли бы легко накрыть их! (наступавших немцев. - А. Л.). До мокрого места! Во время отступления, в районе Проскурина, встретил Юру Коновалова из Птицеграда (впоследствии он пропал без вести. - А. Л.). У них все было с точностью до на-оборот - орудия в порядке, но не оказалось снарядов..."

Однако организованное сопротивление все-таки наличествовало. 22 июня 1941 года наш земляк летчик Дмитрий Чватов в воздушном бою сбил шесть самолетов противника, став первым асом Великой Отечественной. Этот подвиг внесен сейчас во все военно-воздушные справочники, посвященные первым дням войны. Его дальнейшая судьба неизвестна. Есть сведения, что он был представлен к званию Героя, однако награда до него так и не дошла. Вероятно, через какое-то время он погиб в очередном воздушном бою. Статистика боевых вылетов безжалостна...

"Нужны лишь кровь и бесстрашие"

Так ли неожиданна была для наших земляков Великая Отечественная? Вопрос сложный. К тому времени ее дыхание ощущалось вполне явственно. Понятие "военный госпиталь" стало реальностью городской жизни в 1940 году, во время советско-финской войны. С января 1941-го экономика района, да и страны, в основном уже перешла на военные рельсы: вся тяжесть производства товаров широкого потребления была переложена на плечи предприятий местной промышленности, перед которыми поставили задачу максимального самообеспечения сырьем. Многих загорчан-резервистов призвали в армию.

Обстановка в мире день ото дня становилась тревожнее. Вот строки из письма директора марьинской сельской школы Михаила Федоровича Саввина. Оно датировано 19 мая 1941 года. "Меня немало смущает высадка немецких войск в Финляндии, чего им не хватает, как будто никаких немецких интересов к Финляндии и нет, а вот взяли и высадились. Что будет дальше?"

Предчувствия не обманули учителя. Дальше была война...

Вряд ли кто питал большие иллюзии и по поводу "нерушимой советско-германской дружбы". Житель Красюковки, журналист-международник Юрий Иванович Хрунов, перед войной еще школьник, вспоминал: "... И вдруг мы узнаем, что в Германии не фашизм, а со-ци-а-лизм! Правда, национальный. Как это? Спросили у учительницы немецкого языка. Она усмехнулась и ответила - идите лучше погуляйте!"

А вот дневник выпускника Загорского педучилища, сотрудника издательства "Соцэкгиз" Павла Николаевича Коняхина. "22.VI. Первый день войны с Германией... Нужны лишь кровь и бесстрашие. Господи, дай мне принять участие в этой кровавой, страшной борьбе! Жду последней новости из военкомата как чести...".

***

Кто-то сказал: человечество научилось строить грозные плотины на пути могучих рек. Но показало полную свою неспособность поставить преграды на пути войны.

Сможет ли овладеть этой наукой человек XXI века?

Александр ЛУНЕВСКИЙ

"КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ВЕСТНИК"

Газета "ВПЕРЕД"