ВОЙНА И ДЕТИ

08 декабря 2006 6297

ВОЙНА И ДЕТИ По материалам газет и архивов

С самого начала Великой Отечественной войны дети тоже стали жить по лозунгу "Все для фронта, все для победы!" Осенью 1941 года учебный год начался позднее: по инициативе ЦК комсомола, поддержанной Наркомпросом СССР, ученики средних школ были привлечены к уборке урожая.

А в младших классах и в начальных школах на селе преподаватели после двух обычных, образовательных уроков должны были проводить трудовые: совсем юные граждане страны тоже присоединялись к важному делу разгрома врага!

Собиратели, наблюдатели и рабочие

Архивы нашего города хранят документы о многочисленных школьных субботниках по заготовке дров, вывозу снега, уборке территории, сбору плодов и ягод. Они организовывались городскими властями, учителями и пионерским активом. А в феврале 1942-го появились в Загорске и тимуровцы, взявшие шефство над семьями бойцов и командиров Красной Армии.

Масштабам участия детворы в военной жизни города можно только поражаться! Весной 1942 года по предложению Московского областного отдела народного образования и обкома ВЛКСМ пионеры и школьники приступили к сбору необходимых госпиталям лекарственных растений и березового сока, а также грибов и ягод, которые сдавались на возникшие в районе специальные грибоварные пункты.

Руководство МПВО (местной противовоздушной обороны) и командование расположенного в Загорске истребительного батальона тоже рассчитывали на помощь детей: они должны были сообщать о возможном появлении вражеского десанта, диверсантов, вообще чужих людей, а тем более - о порче возведенных в 1941 году лесных завалов и уничтожении посевов. Маленький грибник или собиратель ягод, таким образом, становился как бы дополнительными "глазами" своих старших товарищей.

В городе не хватало рабочих рук, а многочисленные предприятия местной промышленности были завалены заказами на производство вещей для фронта. Прекрасно зная об этом, городской Совет и гороно приняли решение о поощрении труда школьников-надомников. Предприятиям выделили дополнительные "рабочие карточки", после чего юные мастера и мастерицы активно подключились к работе: шили варежки и рукавицы, вязали шарфы и так далее. Ребята чуть постарше становились к станку и работали почти наравне со взрослыми. Но и учиться им тоже было надо, поэтому в 1943 году появились "школы подростков", которые вскоре переименовали в "школы рабочей молодежи".

Забота взрослых

Трудно поверить, что 15 ноября 1941 года, только что собравшись после месячного перерыва (в трагические дни октября было не до того), горсовет при участии руководителя Комитета обороны Черногорова среди прочих вопросов рассматривал снабжение молоком детской молочной кухни, которое нарушилось после 19 октября 1941-го. Решили создать маленькое подсобное хозяйство из четырех работающих по совместительству ясельных работников, которые должны были содержать и доить пять коров.

А 29 декабря было принято решение о проведении в школах города новогоднего утренника в честь окончания первого учебного полугодия. Нашлись даже пять тысяч рублей на подарки. Да, отлично понимали взрослые ценность детских жизней и детских судеб!

В том же декабре 1941-го по инициативе работницы московского завода "Красный богатырь" Е. С. Овчинниковой многие семьи стали усыновлять, удочерять, брать на воспитание осиротевших детей. Жители Загорска деятельно откликнулись на патриотический призыв. "Долг наш перед Родиной - не допустить, чтобы у нас появились безнадзорные и беспризорные дети. Мы должны заменить родителей сиротам наших героев". "Чем больше осиротевших детей найдет сейчас семью, любовь и ласку, тем больше от этого выиграет в будущем вся наша страна". "Матери, не могу я молчать, возьму ребеночка такого к себе, приласкаю, выращу..." - эти голоса наших земляков печатались в газете "Вперед" в декабре 1941года. Особенно активны были жительницы 1-й и 2-й Рыбных улиц.

В марте 1942 года начавшие частично производить мирную продукцию местные артели обрадовали маленьких загорчан игрушками! Их стали продавать в знаменитом в то время "двенадцатом магазине" в Красных рядах. А чуть позже, 29 мая 1942 года, горком партии, ВЛКСМ, горсовет и роно обнародовали неординарное решение: с 1 июня по 31 августа городской парк становится детским парком культуры и отдыха. Передовица газеты "Вперед" разъясняла: "Никто, как дети, не нуждается в особой заботе в условиях войны".

Возникла и еще одна проблема: в городе набралось очень много маленьких детей, чьи близкие находились на фронте, и они оказались почти без присмотра со стороны работающих от зари до зари оставшихся членов семьи. Чтобы исправить положение, в 1943 году власти создали детский сад интернатного типа на 350 детей. "Воспитывать детей легче, чем перевоспитывать, год безнадзорности может оставить неизгладимый след в душе ребенка", - говорилось в документах тех лет.

Привычное нам сейчас обязательное обучение детей в школе с 7 лет тоже было введено во время войны, после появления в 1944 году "Правил поведения школьника". Тогда же появились и школы нового типа, например, "для музыкально одаренных детей" (то есть музыкальные школы).

Как видим, даже во время самых страшных испытаний государство старалось не забывать о своих маленьких гражданах. Будем же помнить об этом и стремиться к тому, чтобы и сейчас им жилось по возможности неплохо.

Александр ЛУНЕВСКИЙ,

член краеведческого клуба "Хронос"

Газета "Вперед"