Перевозчики и администрация ищут компромисс

20 января 2010 3649

В номере "Вперёд" за 30 декабря прошлого года в заметке "Нужна ли конкуренция швейцарским часам?" наша газета рассказала о спорах, которые вызвало решение районной администрации провести в конце января конкурс на пассажирские перевозки в маршрутных такси. Объединение частных таксистов — районную Гильдию перевозчиков — новость сильно озаботила. На предновогодней встрече в районной администрации с транспортными предпринимателями и водителями власти убеждали, что добросовестным перевозчикам не грозит потеря бизнеса и рабочих мест, что им, безусловно, будет отдан приоритет в конкурсе подрядчиков.

Но на все доводы участники рынка задавали один и тот же вопрос: зачем вообще нужен конкурс, если все отлажено, как швейцарские часы? Почему нельзя и дальше лишь вносить поправки в некогда заключенный договор? Если бы частные перевозчики могли критически оценивать свои аргументы, то и сами бы без труда нашли ответы на свои "зачем" и "почему". Без конкуренции в районе и сейчас бы еще ходили на маршрутах "скотовозы" и не было бы частного таксопарка в полтысячи маршруток. В эмоциональном запале таксисты Гильдии не замечают, что сами оказались в роли монополистов. Что бы ответили водители своим пассажирам на такие вопросы? Почему в других районах области уже обновили парк маршруток, а у нас в ходу все еще малокомфортные и опасные "газели"? Почему "отрегулированное как часы" расписание движения маршруток не учитывает прибытие столь важных для сергиевопосадцев ранних и поздних электричек? Почему после девяти часов вечера движение замирает и уехать из города можно только на вызывном такси?

Перевозчики и администрация ищут компромисс

Когда-то весьма эффективная форма организации частного извоза, Гильдия со временем стала сбавлять "скорость". Поблагодарить бы частным перевозчикам районную администрацию за то, что взбодрила и дала импульс к развитию. После кризиса обычно и наступает новый подъем. Но Гильдия прилагает все усилия, чтобы опротестовать конкурс. Причем прибегает и к сомнительным приемам. С нового года некоторые водители объясняют пассажирам-льготникам, что больше не могут делать им скидки за проезд, потому что, дескать, районная администрация не заключает с ними договор. Другие пугают пассажиров страшилками, что завтра, может статься, не на чем будет уехать...

После новогодних каникул история получила продолжение. Гильдия перевозчиков обратилась с заявлением в антикоррупционную комиссию райсовета. Руководители транспортного объединения утверждают, что с ними неправомерно досрочно расторгли договор. Замглавы районной администрации по вопросам жизнеобеспечения Сергей Харитонов утверждал в ответ, что речь идет не о расторжении договора, просто срок его действия истек. И это самый подходящий момент обновить контракт в духе современных требований к пассажирскому транспорту и качеству обслуживания. Федеральным законом эта процедура прописана в конкурсе.

Депутатская комиссия во главе с Александром Сивовым, при участии председателя райсовета Владимира Богословского и других районных законодателей, пытались разобраться в правовых нюансах спора. Перевозчики утверждали, что к их работе нет претензий, и, значит, нет оснований для конкурса. А как еще, если не через конкурс, можно вносить корректировки в договор, спрашивали представители райадминистрации. В действующее соглашение власть не вправе вносить изменения и требовать их исполнения. Прокуратура немедленно оспорит законность такого вмешательства.

Гильдия же утверждает, что все эти вопросы решаются в рабочем порядке и незачем конкурсы городить. Однако есть эпизоды во взаимоотношениях Гильдии и с властями, которые свидетельствуют, что это не так. Районная власть обращалась с предложением наладить доставку детей в школы из бывших военных городков. Частники сначала взялись за это, но потом отказались — невыгодно. В уточненном контракте для победителей конкурса эти моменты не оставляют на коммерческое усмотрение подрядчика — такая социальная нагрузка будет условием договора. В случае невыполнения соглашения договор может быть расторгнут и власти привлекут другого подрядчика.

Социальная настройка коммерческих механизмов становится нормальной практикой в стране. Теперь уже для всех очевидно, что за рынком нужен глаз да глаз, и социальные приоритеты надо четко контролировать, не доверяясь коммерческой совести. С нового года государство ввело регулирование цен на основной пакет жизненно важных лекарств. Скоро войдет в действие закон о торговле, где тоже предусмотрены социальные ограничители. Кстати, в Соединенных Штатах президент ввел даже особый социальный налог для банкиров, которые удержу не знают, одаривая себя баснословными бонусами за провальную работу. Удивительно, что этих новых рыночных веяний не почувствовали транспортники.

Антикоррупционная комиссия заверила перевозчиков, что будет внимательно отслеживать все перипетии конкурса, чтобы защитить интересы жителей и районных предпринимателей. Но Гильдию конкурс не устраивает и под таким патронатом. Неужели частные таксисты настолько не верят в себя? И потом, не может же самый замечательный контракт существовать вечно, приходит время и его обновить.

Члены комиссии разумно не стали делать поспешных заключений и решили провести дополнительные консультации по вопросу, который касается всех жителей района. В итоге роль арбитра взял на себя глава района Владимир Коротков. В понедельник он собрал представителей прессы на брифинг и сделал заявление.

— Федеральный закон требует ежегодного проведения конкурсов, и мы будем следовать этому однозначно, — сказал руководитель района. — Нравится это кому-то или нет, таков закон. Жителей заверяю, что районная власть не допустит даже разговоров о демонстративных невыходах транспорта на пассажирские маршруты. Судьбу льгот для ветеранов будет определять районная власть, как бы кто ни был раздосадован перспективой конкурса.

Позицию депутатов райсовета считаю позитивной, направленной на разрешение спора в интересах жителей района и предпринимателей. Антикоррупционная комиссия добросовестно разбиралась с доводами обеих сторон. С такими правовыми экспертами можно не сомневаться, что конкурс пройдет под контролем и в обстановке предельной прозрачности. Тех же принципов будет придерживаться и районная власть.

Разделяю точку зрения депутатов: победителями конкурса должны стать жители района. Для этого, кстати, предусмотрена особая мера — фора при определении будущих подрядчиков на пассажирских перевозках.

Все желающие смогут принять участие в конкурсе, условия и обновленный договор размещены на официальном сайте районной администрации. Уверен, что со многими перевозчиками мы будем работать и дальше. Опыт Гильдии очень пригодится, чтобы успешно развивать пассажирское обслуживание в районе.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"