КРИЗИС ЖКХ: ПОИСК РЕШЕНИЙ

03 марта 2010 5495

В Сергиевом Посаде в последние месяцы разговоров о проблемах ЖКХ много. Но в декларируемые с экрана телевизора или в прессе планы верится все меньше. Как писали газеты несколько недель назад, Сергиеву Посаду отказали в деньгах на благоустройство. Потом стало известно, что несколько поселений района получили очень серьезные деньги из федерального бюджета на капитальный ремонт жилого фонда. Сергиева Посада в этом списке нет.

Этой публикацией мы приглашаем к диалогу профессионалов рынка ЖКХ и простых жителей. Вопрос на повестке дня один: что нужно сделать в сфере ЖКХ, чтобы вытащить систему из кризиса. И оправдает ли себя практика расщепления платежей, введенная на Ферме, станет ли она этапом решения целого ряда проблем.

КРИЗИС ЖКХ: ПОИСК РЕШЕНИЙ

История вопроса

Все ныне живущие помнят: ЖКХ всегда было проблемным — и в СССР, и в России. Проблемность ЖКХ советского периода увековечена не только в анекдотах о пьяных сантехниках. О неразберихе в этой сфере в тот период повествует множество метких народных наблюдений. Например, "асфальт надо вскрывать, пока он еще теплый, чтобы уменьшить трудозатраты". Количества аварий, отключений отопления, горячей и холодной воды и в 80-х, и в 90-х было гораздо больше, чем нынче. Результаты осенне-зимних аварийных раскопок не ликвидировались годами, и в некоторых городах уже не могли отличить военные реликвии (траншеи, окопы) от продуктов деятельности ЖКХ. Постоянно текущие крышы, залитые подвалы, ободранные подъезды, непроходимые от грязи и луж дворы в прошлые годы — все это тоже вряд ли будут отрицать даже самые отчаянные поклонники социализма.

Но есть одно принципиальное отличие ЖКХ прошлого от ЖКХ нынешнего. В советское время коммунальные услуги нам доставались почти бесплатно (из своего кошелька мы платили копейки), а нынче за воду, тепло и прочие бытовые блага мы расплачиваемся полноценным рублем.

Реформа

Строго говоря, государство затеяло реформу ЖКХ с одной целью — сбросить с себя обязательства за жилищные проблемы граждан и сделать самих граждан ответственными за свой быт. Эта идея закреплена в Жилищном кодексе, который уравнивает граждан и муниципалитеты в правах и обязанностях по содержанию жилого фонда. Если в доме нет муниципальных квартир, то и муниципалитет не несет никакой ответственности за содержание этого дома. Если есть муниципальные квартиры, то местная власть только за них и отвечает.

По замыслу авторов реформы ЖКХ, коммунальные услуги должны регулироваться только спросом и предложением, точно так же, как услуги по установке дверей, стрижке волос, ремонту авто и т. д. Законодатель предполагал, что жители сами начнут формировать спрос на услуги ЖКХ. А спрос рождает предложение. Таким образом, появится рынок коммунальных услуг и долгожданная конкуренция. Так задумывалось.

Так оно, безусловно, и будет. Но необходимо время. А пока...

Картина ЖКХ: взгляд профессионалов

На разного рода совещаниях чиновники и работники коммунальной сферы констатируют печальные цифры, которые способны ввести в шок даже самого жизнерадостного оптимиста. Из последнего: более 80% многоквартирных жилых домов в Сергиевом Посаде были построены еще в советское время. Излишне говорить, что все дома сдавались к "нужным" датам, благоустройство всегда откладывалось до "лучших времен", и до сих пор во многих дворах с 30-40-летней историей не убраны куски бетона, торчащая арматура и другой строительный мусор.

Возможно, по бумагам во многих домах были "капитальные ремонты", но лучше об этом спросить у самих жителей. К проблемам естественного износа добавилась еще куча проблем, связанных с колоссальным увеличением количества бытовой техники, автотранспорта, что также существенно влияет на эксплуатацию домов (выход из строя электропроводки и электрооборудования, вибрация, разрушение отмостки, и т. д.). Именно этот фонд достался управляющим компаниям, поскольку во всех новых домах созданы товарищества собственников жилья. А тарифы на эксплуатацию жилого фонда тратятся только на эксплуатацию, т. е. они не предусматривают капитальных вложений в улучшение жилого фонда. Все, что уплачивалось жителями в предыдущие десятилетия по статье "Капитальный ремонт", успешно было "проедено" муниципальными коммунальными службами до появления управляющих компаний. С инженерной инфраструктурой и того хуже: материальный износ труб, водоводов и оборудования подходит к 80 процентам, а моральный стремительно приближается к абсолютному. Еще при ее создании существующая система тепло-, водоснабжения была крайне затратной. Сегодня она — гиперзатратная.

Такой пример. По оценкам специалистов, установка приборов учета приведет к банкротству некоторых предприятий жилищно-коммунального комплекса, так как в нормативы потребления воды включены утечки на объектах и в сетях, расходы на устранение многочисленных аварий, постоянный ремонт устаревшей техники...

И сегодня для власти долги в системе ЖКХ стали главнейшей проблемой. Поскольку "бьют" в области не за текущие крыши, не за прогнившие трубы. Бьют за долги газовщикам и энергетикам, а те, в свою очередь, грозят скорыми отключениями горячей воды.

Разобраться во всем многообразии проблем, причинно-следственных связей, "простучать" всю систему ЖКХ на предмет финансовых утечек, бесхозяйственности, непрофессиональных решений, головотяпства... Только после этой кропотливой работы может появиться живая стратегия развития ЖКХ.

Но такой подход требует времени и высококлассных профессионалов. Поэтому сейчас в Сергиевом Посаде, вероятно, побеждает другой подход, творческий.

Решение найдено?

При творческом подходе городская система ЖКХ выглядит как большое батальное полотно. На этом полотне все предельно ясно и красиво. Есть свои (красные) — это чиновники администрации. Есть враги (белые или синие, или черные) — вороватые управляющие компании и коммунальные предприятия. Но самое главное, в этой простой картине ЖКХ легко находить решения всех проблем. Всего-то лишь надо сделать всю коммуналку муниципальной и выписывать жителям не по одной квитанции, а по нескольку — три, четыре, пять... И сразу настанет "светлое будущее"?

Опыт подсказывает, что всегда надо опасаться слишком простых объяснений нашим бедам и слишком легких обещаний благоденствия. У сложных задач нет простых решений. Вот и теория расщепления за всей своей кажущейся неоспоримостью и простотой вызывает массу вопросов. Например, на каком уровне будем заканчивать "расщепление": в управляющей компании, в Теплосети, в Водоканале, в Мосэнерго, в Мосрегионгазе, в Совете директоров Газпрома? Помните принцип сообщающихся сосудов? Или закон сохранения некоторых видов материи: "Сколько в одном месте убудет, столько в другом присовокупится"... И если с завтрашнего дня начнем расщеплять все до копейки, то про все прошлые долги придется забыть. Не посыплется ли тогда вся пирамида ЖКХ?

Комментарии

КРИЗИС ЖКХ: ПОИСК РЕШЕНИЙАлександр ЗАЙЦЕВ, начальник управления городского хозяйства администрации города Сергиев Посад:

— Расщепление платежей, в часности, в микрорайоне Ферма было введено потому, что долги управляющих компаний перед теплоснабжающими организациями росли ежедневно. Те, в свою очередь, задолжали ресурсоснабжающим организациям. В частности, на 1 марта долг Сергиева Посада перед Мосрегионгазом составляет 200 млн рублей. И, я полагаю, никому не надо объяснять, чем это чревато: у горожан уже есть опыт мытья в холодной воде.

Конечно, большая часть долга сформировалась из-за долгов управляющих компаний перед Теплосетью. При этом стоит иметь в виду, что собираемость квартплаты в Сергиевом Посаде в среднем составляет 85 процентов. То есть жители платят добросовестно. Поэтому на примере микрорайона Ферма мы «обкатываем» схему расщепления платежей, чтобы деньги поступали по адресу. И результат уже есть: за несколько лет Теплосеть не получала от «Посада-7» ни копейки. Долг этой управляющей компании за теплоснабжение и горячую воду в домах составляет более 67 млн рублей. После введения расщепления платежей и выставления не одной, а сразу трех квитанций, только Теплосеть за январь и февраль получила более 2 млн рублей. Так что свою эффективность такая система доказала.

Безусловно, схему расщепления платежей следует распространить на весь город. Хотя мы понимаем, что для удобства жителей надо отказаться от выставления трех квитанций и все вместить в одну — квитанцию от МУП «ГАС». Пока на Ферме три квитанции сделаны для наглядности, прозрачности платежей жителей.

КРИЗИС ЖКХ: ПОИСК РЕШЕНИЙСергей ХАРИТОНОВ, заместитель главы администрации Сергиево-Посадского района:

— По моему личному мнению, расщепление платежей на том уровне, на котором это было сделано в микрорайоне Ферма, где жители в итоге получают по три квитанции на оплату коммунальных услуг, — это не лучший выход из сложившейся там кризисной ситуации. Расщепление, возможно, должно быть, чтобы все поставщики, скажем, тепла и воды, сполна получали за реализуемый продукт. Но расщеплять надо не на уровне жителей, а на уровне единого расчетно-кассового центра. Тогда эта практика себя оправдает.

А пока людей, получающих по нескольку квитанций, ситуация только раздражает. Представьте: они могут поступать неравномерно, и человеку придется несколько раз за месяц ходить и оплачивать квитанции в банке. Или другой пример: в квартире холодно из-за завоздушенных труб, а человек платит и, значит, имеет право предъявить претензии теплоснабжающей организации, хотя плохую услугу ему оказывает управляющая компания. Такая неразбериха способна вызвать недовольство.

КРИЗИС ЖКХ: ПОИСК РЕШЕНИЙЕвгений ДУШКО, председатель Сергиево-Посадского городского Совета депутатов:

— Могу сказать, что эта схема, когда полномочия по выставлению квитанций были переданы муниципальному предприятию "Городская абонентская служба" дирекцией УК «Посад-7», легитимность которой оспаривается прежним ее руководством в суде, незаконна и похожа на рейдерский захват управляющей компании. А незаконными действиями в принципе невозможно навести порядок где-либо.

Но я однозначно «за» расщепление платежей и полный своевременный взаиморасчет между управляющими компаниями и тепло-, водоснабжающими организациями. Только делать это надо другими способами. Либо создать в каждом доме ТСЖ, которое напрямую могло бы заключить договор с поставщиками услуг, либо провести собрания и ввести на рынок другую управляющую компанию, возможно, муниципальную. Ведь по Жилищному кодексу только управляющая компания может собирать платежи с населения и рассчитываться с поставщиками.

А пока практика введения нескольких квитанций привела к тому, что жители в большинстве своем по-прежнему отказываются платить за квартиру, по-прежнему не получают льгот по оплате услуг ЖКХ, а это по-прежнему подрывает коммунальный комплекс микрорайона.

Полина СТРОГАНОВА

Газета "Вперед"