Пашут, значит, живы

30 мая 2011 4440

Прошлый агросезон племптицезавод "Конкурсный" пропустил по причине тяжелого банкротства. Производственная жизнь в хозяйстве практически полностью прекратилась. Поэтому новость о посевной на давно непаханом семхозском поле все восприняли как настоящую сенсацию. Оказывается, жив племзавод! За подробностями обращаемся к Анне Куксовой, которая в начале этого года буквально впряглась в умирающее хозяйство.

Пашут, значит, живы

Работники "Конкурсного" уже смогли убедиться, что собственник и новый директор настроены на возобновление производства. В РАСХН принято решение о финансовом оздоровлении предприятия с привлечением средств инвестора. Экономического партнера нашли из числа местных предпринимателей, неравнодушных к судьбе хозяйства и округи. По долгам "Конкурсного" кредиторам уплачено 59 млн рублей — это та сумма, из-за которой хозяйство было подвергнуто процедуре банкротства. В июне областной арбитражный суд даст оценку беспрецедентного разбазаривания племптицезавода прежней дирекцией.

Адвокат "колхоза"

Спрашиваю у Анны Владимировны, как получилось, что один из создателей юридической службы администрации Сергиева Посада вдруг оказалась директором сельхозпредприятия. Да еще распятого долгами до полного банкротства. Но руководитель не видит ничего сверхъестественного в таком повороте своей судьбы. Говорит, что, только преодолевая серьезное препятствие, ощущает вкус жизни и удовлетворение от профессиональной самореализации.

Такие решительные перемены были в ее биографии и прежде, трудности никогда не останавливали. Недаром она из казачьего рода. Был у Анны Владимировны хоть и не бог весть какой, но все же реальный опыт управления землей в 40 соток. И оказалось, что она очень прилежная и рачительная земледелица, у которой каждая пядь земли при деле. Между прочим, восьмилетнюю дочку Анна Куксова тоже растит, ориентируя на высокие цели. За жизнелюбие и смелость получила от дочери комплимент: "Ты у меня самая мужественная мама!"

Пашут, значит, живы

В начале нынешнего года эта характеристика получила стопроцентное подтверждение. Анна Владимировна приняла предложение из Российской академии сельскохозяйственных наук (а это собственник федеральных земель хозяйства) возглавить племптицезавод, попавший в полосу затяжного кризиса. Изучив за полгода обстоятельства рейдерских набегов на предприятие, она как юрист утверждает: сегодня хозяйству нужен именно директор-законник и знаток юридических процедур.

Анна Куксова положила в машину две пары сапог — на грязь и на очень большую грязь — и принялась за дело. Цель на первом этапе сформулировала так: во что бы то ни стало остановить разрушение хозяйства и вывести его из банкротства. Тогда можно будет брать кредиты, претендовать на участие в целевых программах, привлекать инвесторов на конкретные проекты, а это уже жизнь. Директор говорит, что за не-сколько тяжелейших последних месяцев она при всем своем природном оптимизме не раз была близка к отчаянию: неужели все зря? Но теперь точно знает, что тот самый долгожданный "щелчок" на добро в умах и делах, наконец, произошел. Сегодня она убеждена, что у "Конкурсного" есть шанс выжить и подняться.

Рейдерам показали на дверь

"Это не рейдерский захват", — с порога успокоил работников "Конкурсного" при первой встрече заместитель президента РАСХН Анатолий Шпилько. Он приехал в подмосковный поселок представить нового директора и лично убедить сельчан, что это не пиратский набег на племптицезавод, а его возвращение к нормальной работе. Прошлый год в "Конкурсном" вспоминают как кошмар. Сельчане только успевали глазами провожать добро, которое племзавод наживал годами, а временщики спускали за копейки. Говорят, доярки плакали, когда прежние руководители продавали племенной скот. "Это же наши коровы..." — горевали животноводы.

Какое молочное стадо было на ферме! Здешним дойным рекордисткам присваивали звание королевы породы на животноводческих смотрах "Звезды Подмосковья". Собственный молокозавод хозяйства за смену перерабатывал и фасовал четыре тонны цельного молока. И что? Мини-молокозавод уже полтора года на замке, на ферме остались последние четыре коровы. Продано племенное птичье стадо вместе с птицефермами. Из пяти птичников ценное оборудование выкинули на металлолом. Спустили за гроши почти всю технику, склады, хозяйственные постройки.

Дело дошло до полного абсурда. В последний день трудов на предприятии, 28 декабря 2010 года, прежние начальники успели подписать бумаги на передачу в аренду на 49 лет некой московской фирме всего за 250 тысяч рублей в месяц 31 птичник из 37 строений "Зоны взрослой птицы", расположенной на территории в 30 га.

Пашут, значит, живы

По самым грубым подсчетам, аренда производственных площадей, в том числе новых немецких птичников с оборудованием, составила... 8-10 рублей за квадратный метр! Эту сделку договорщики не потрудились согласовать ни с собственником земли и имущества — Российской академией сельхознаук, ни с Росимуществом, нарушив все законные процедуры. Сейчас Росимущество готовит иск в суд о расторжении незаконных договоров. В отношении щедрых дарителей федерального имущества возбуждены уголовные дела, ведется следствие.

На днях в хозяйстве попытались проехать на собственную территорию, чтобы забрать в кормоцехе семена для посевной. Но фирма, считающая себя хозяйкой федерального имущества, не пропустила машины племптицезавода в ворота. Действия директора, уполномоченного Российской академией сельхознаук, мы могли наблюдать во время своего приезда в "Конкурсный". Анна Куксова твердой рукой сменила караул на воротах. Потребовала, чтобы незаконный охранный пост покинул объект в течение 15 минут. Охрану цеха взрослой птицы приняла на себя команда отлично экипированных охранников племптицезавода.

"Хочу к коровам!"

Спрашиваю у кризисного менеджера Куксовой, как она сама оценивает перспективы хозяйства. Вместо ответа Анна Владимировна показывает инвестиционно-технологический проект реконструкции молочно-товарной фермы племенного хозяйства, который она собирается защищать в областном министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Когда директор верит в свое дело, и коллектив подтягивается. С Анной Куксовой уже три десятка единомышленников. А недавно планами предприятия интересовался бывший зоотехник хозяйства. Узнав, что к осени должны появиться две сотни нетелей, с облегчением сказал: "Наконец-то. Надоело торговать обувью, хочу к коровам..." Об этом же мечтает и бывший ветврач хозяйства. Обещал вернуться, как только оживет ферма.

С января в размороженном в прямом и переносном смысле хозяйстве начали по крупицам собирать разграбленное предприятие. В марте восстановили отопление, привели в соответствие бухгалтерию, купили компьютеры, наняли аудиторов для полной инвентаризации. На руинах былого технического арсенала с трудом собрали три трактора. И все-таки распахали семхозское поле! Директор говорит, что у самой слезы навернулись при виде первой сотни гектаров, подготовленной к севу после трех лет полного бездействия. Вот в этот момент команда Куксовой и ощутила тот самый позитивный перелом. Все почувствовали: "Конкурсный" хочет жить.

Директор уже знакома почти со всеми сельскими руководителями, благодарна коллегам за совет и помощь. На своей первой посевной уже применила рекомендации опытных аграриев. Из 1300 га посевных площадей хозяйство отводит под кормовые культуры 700 га. К косовице планируют реанимировать комбайн. Корма хозяйству нужны. Опустевшую молочную ферму осенью начнут заново заселять. Свое молоко рассчитывают получить в будущем году, поэтому сразу после посевной все силы бросят на восстановление молокозавода. К нему уж и дорога провалилась, надо новую прокладывать.

— Если справимся с этим агросезоном, хозяйство будет жить, — говорит Анна Куксова. — А мы для этого, поверьте, сделаем все!


Комментарий

Пашут, значит, живы Иван Кончаков, начальник сельхозотдела администрации района:

— Наблюдаю за первыми шагами нового директора "Конкурсного" и верю, что этот человек пришел на предприятие, чтобы сделать что-то полезное. Это же не пришлый руководитель, который принял относительно благополучное предприятие, где еще было что распродавать. Анна Куксова возглавила фактически разграбленное хозяйство. Я сам руководил сельхозпредприятием и по глазам вижу человека, который желает ему добра. Мне импонирует, что она быстро учится у коллег-директоров, наладила со всеми хорошие отношения, готова применять современные методы хозяйствования и способна на решительные поступки.

Мы все заинтересованы, чтобы "Конкурсный" снова поднялся. Район поддержит хозяйство административным ресурсом. По моим ощущениям, 80 процентов из 100, что у нового руководителя хозяйства получится отстоять интересы предприятия в арбитражных судах и защитить в областном министерстве сельского хозяйства и продовольствия программу восстановления и модернизации своих основных производственных направлений. "Конкурсный" — это особое, универсальное племенное хозяйство. И всей своей предыдущей трудовой биографией оно заслужило шанс на выживание в кризисный период. Думаю, что юридический опыт Анны Куксовой сейчас хозяйству очень пригодится. Накануне решения судьбы предприятия в арбитражном суде хочется надеяться, что сыграют свою роль недавние заявления президента Медведева на пресс-конференции в Сколкове. Он акцентировал внимание на том, что нельзя скоропалительно банкротить аграрные предприятия, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. Будем надеяться на лучшее для "Конкурсного" и районного АПК.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"