Краснозаводскому химическому заводу исполнилось сто лет

25 августа 2015 4161 Газета "Вперед"

Троицкий снаряжательный: первые годы

Шёл 1914 год. Русская армия вступила в Первую мировую войну. Правительство рассчитывало на её молниеносный характер, однако боевые действия затягивались, и в скором времени стало ясно: боеприпасы нужны в значительно большем количестве, чем планировалось изначально. В связи с этим в июле 1915 года Военный Совет русской армии по представлению Главного артиллерийского управления решил строить в стране новые снаряжательные заводы. Одним из них стал нынешний КХЗ, предназначенный для изготовления гремучей ртути, капсюлей и ручных гранат.

Для подбора строительной площадки была назначена комиссия под председательством выпускника Михайловской артиллерийской академии полковника Генерального штаба Владимира Иосифовича Рдултовского. Исследовалась местность в Московском промышленном районе, Калужской и Владимирской губерниях. Будущему заводу требовались не менее тысячи десятин земли (десятина приблизительно равна гектару. — Ред.) с расположением в овражной и лесной местности, с наличием воды и природных строительных материалов — песка, глины, гравия, камня, дерева, а также с желательной близостью железнодорожной и шоссейной магистралей. В результате предпочтение было отдано участку в 865 десятин на территории Александровского уезда Владимирской области, принадлежавшему Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он располагался в восемнадцати верстах от Сергиевского Посада и именовался «Лесная дача «Гусенёво». Недостающую часть пополнили за счёт приреза земель государственного лесного фонда и покупки участков у купчихи Пикуновой и зажиточных крестьян братьев Афанасьевых. Кроме того, решением губернатора Владимирской губернии были реквизированы постройки находящейся там же шерстомойной фабрики крестьян Медниковых с выплатой им 1560 рублей компенсации.

 

Территория будущего завода примыкала к проходящей в семи верстах железнодорожной ветке и располагалась в четырёх верстах от шоссейной дороги Ярославского направления. И что очень важно — находилась на безопасном расстоянии от населённых пунктов.

СТРОЙКА

В октябре 1915 года на место прибыли руководители и первые строители. Бригады рабочих создавались из призванных на службу солдат русской армии и вольнонаёмных жителей близлежащих мест. В район строительства прокладывались просеки и укладывались рельсы узкоколейной железной дороги, вагонетки по которой перемещались конной тягой. Более двухсот лошадей перево-зили необходимые грузы, причём сто подвод были из числа конного обоза Сергиевского Посада (остальные являлись собственностью завода).

 


Одновременно строились три цеха: аммоналовый, гранатный и пиротехнический. К началу 1916 года построили двадцать деревянных мастерских барачного типа с печным отоплением, складские и подсобные помещения, установили телефонную связь с Сергиевским Посадом, запустили электростанцию.

Изготовление гремучей ртути и капсюлей является специфическим производством в смысле взрыво- и пожаробезопасности. Для их производства нужны капитальные кирпичные строения с центральным отоплением, которых в то время здесь не было. Подходящее помещение после долгих поисков было найдено в Александрове: к новому производству приспособили несколько зданий винного склада.

Строительство завода велось быстрыми темпами. Для рабочих в посёлке Нижний было построено несколько утеплённых бараков, баня, прачечная, дезинфекционное отделение. Одновременно появилась и первая начальная школа. В 1921 году в неё пришел учиться живший неподалеку в деревне Язвицы будущий народный поэт Виктор Боков. Позднее он работал в цехе № 9.

В марте 1916 года завод произвёл более 80 тысяч ручных гранат немецкого образца, а в июне их было уже почти в четыре раза больше. К середине года было изготовлено две тысячи пудов аммонала, 435 тысяч гранат образца 1914 года, шесть тысяч учебных гранат, одиннадцать пудов гремучей ртути, построена узкоколейная дорога до станции Бужаниново. Одновременно строилась ширококолейная дорога, движение по которой открыли в декабре 1916 года. Так за очень короткий срок под руководством талантливого организатора и первого директора Троицкого снаряжательного завода В. И. Рдултовского на месте будущего города Краснозаводска поднялись первые мастерские. К началу 1917 года на предприятии и стройке работало более четырёх тысяч человек.


РЕВОЛЮЦИЯ

В 1917 году по всей стране происходили революционные брожения, столкновения и стачки. На снаряжательном заводе до вооружённой борьбы дело не дошло, но митинги и собрания проходили. Рабочие выступали в поддержку Советской власти. Был избран временный Комитет рабочих и служащих, в который вошли печник Шагин, бетонщик Груздев, слесарь Суворов, табельщик Боков, конторщик Ломакин и другие товарищи. Комитет работал активно, заседания проходили ежедневно после рабочей смены. Его решения были, например, такими: повысить заработную плату рабочим, ввести восьмичасовой рабочий день, произвести отчисления от заработной платы для оказания помощи безработным. Фактически на заводе сложилось двоевластие: с одной стороны, Комитет, с другой — администрация, которая, боясь забастовок, стачек и прочих беспорядков, старалась все вопросы решать мирным путём.

 

В июле 1917 года на предприятии произошла смена руководства. В связи с отзывом полковника Рдултовского в распоряжение Главного артиллерийского управления приказом военного министра на должность председателя временной хозяйственной комиссии и начальником Троицкого снаряжательного завода был назначен гвардии пол­ковник Войцех Константинович Гедымин.

После Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде на заводском митинге рабочие высказали требование упразднить военное руководство. По решению рабочего собрания управление завода было передано коллегиальному органу в составе пяти человек: Гедымин — директор-распорядитель, Преображенский — представитель от администрации, Большаков, Романихин, Самсонов — представители рабочего коллектива.

28 июня 1918 года это решение было закреплено приказом начальника Главного артиллерийского управления — уже нового, советского органа. Месяцем ранее там же было принято решение, в котором говорилось о важности значения Троицкого снаряжательного завода. Перед ним была поставлена задача — бесперебойно снабжать Красную Армию своей продукцией для нужд фронтов Гражданской войны.

6 ноября 1920 года на заседании Центрального правления артиллерийских заводов было признано, что Троицкий снаряжательный завод является единственным заводом в стране для производства боевых вспомогательных средств и с пуском капсюльного производства он будет переведён в ударную группу заводов по обеспечению Красной Армии боеприпасами. С тех пор он стал называться «Красная ракета».

Лидия Гирлина,
научный сотрудник историко-художественного музея-заповедника