С ШЕСТЬЮ БУХАНКАМИ ЗА 80 ВЕРСТ

05 июля 2007 4157

С ШЕСТЬЮ БУХАНКАМИ ЗА 80 ВЕРСТ Такое может быть только в потребительской кооперации. Кто еще кроме нее повезет в дальнее село на трехмостовом вездеходе товары ежедневного спроса в любую погоду? Причем, предварительно почистив собственным трактором заснеженный сельский проселок до порога деревенского магазинчика. И кому сдадут селяне грибы-ягоды, мед, мясо и птицу, овощи и картофель, многое другое, чем богата деревня, - тоже ей, запасливой потребкооперации. Этот двусторонний обмен продолжается уже 175 лет - таков возраст российской сельской кооперации. В Подмосковье эта отрасль, самая близкая к деревенской усадьбе и подворью, в будущем году отметит 110 лет.

"Хлебные" места

С телеэкранов и депутатских заседаний часто доносится эмоциональное: деревня умирает. Селу, действительно, нелегко. Покупатели земли пытаются скупить паи за гроши, бригады рейдеров как волки рыщут вокруг деревень и сельских акционерных обществ. Проблемы собственности возникают на каждом шагу: вдруг ничейными становятся дороги, водокачки, водопроводы. Новая ветка газопровода в три километра - сенсация на всю округу. По-прежнему туго на селе с рабочими местами, и надо ехать за десятки километров, чтобы найти заработок. Но одно дело как заклинание твердить про неминуемую гибель сельской глубинки (а ведь она действительно засохнет на корню без поддержки) и другое - каждый день этой самой малолюдной деревеньке помогать. Как это делает десятилетиями Сергиево-Посадское райпо.

Кстати, про шесть буханок, которые приходится доставлять за 80 километров в селеньице, где осталось всего несколько постоянных жителей. Это не гипербола, а самая что ни на есть реальность. Самое дальнее сельпо предприятия расположено за 83 километра от Хотькова, в Закубежье. Но по многолетней договоренности с районной властью потребкооперация доставляет хлеб и другие основные продукты и товары по всем сельским адресам своей обширной территории. В этой уникальной деревенской торговой сети больше сорока магазинов - и так уже много лет, несмотря на все экономические перипетии.

Руководит разбросанным по всему району хозяйством Раиса Надежда, которая сама уже 35 лет в системе потребительской кооперации. Уж она-то знает, как ждут деревенские долгожители свою автолавку. Большая часть торговых маршрутов в село были проложены при ней. И от своей социальной программы райпо никогда не отступало. За эту верность традициям отрасли Раиса Николаевна награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, знаком отличия "За заслуги перед Московской областью", представлена к почетному званию "Заслуженный работник торговли РФ". Уже в этом году ее наградили знаком "Благодарность губернатора Московской области".

Легче предприятию сегодня не стало. Не обласкана эта отрасль федеральными программами. С этого года райпо лишилось местных льгот по аренде, да к тому же расценки здесь за год выросли на 35 процентов. Но даже при этих потерях сельская потребительская кооперация продолжает сохранять минимальные цены на большой продуктовый список товаров для деревенских пенсионеров. Держит предприятие магазин низких цен для ветеранов. До недавнего времени у райпо было два таких прилавка. Но сохранить пару почти убыточных магазинов не удалось даже потребкооператорам при их вековом опыте выживания вместе с селом. Тем не менее, недавно райпо приобрело трехмостовой ЗИЛ-вездеход и трактор, чтобы в снегопады чистить деревенские дороги и доставлять без задержек в свои магазины все, что необходимо жителям.

Мини-маркет не сдается

В правлении райпо мы поинтересовались, каким видится специалистам отрасли ее ближайшее будущее? Ведь ситуация в районной торговле быстро меняется - один за другим открываются большие торговые дома. Остается ли место в этом новом "пейзаже" для скромных деревенских магазинчиков? Все, с кем мы говорили, удивлялись тому, что гипермаркеты лепятся друг к дружке в тесном Сергиевом Посаде, вместо того чтобы разворачиваться за городом, как это принято во всем мире. Выходит, нет пока желающих конкурировать с райпо в доставке хлеба и макарон в деревню.

Но, оказывается, к нашествию торговых тяжеловесов потребкооперация готовилась заранее. В деревню теперь доставят не только продукты, но любые товары по заявке жителей. В отличие от многих капризных городских универмагов райпо привезет своим транспортом купленные селянами мебель, холодильник, телевизор - да все, что потребуется. С недавних пор в сельских магазинах стали появляться аптечные пункты. В пригороде Хотькова, в Селкове, Константинове весь основной набор лекарств и медицинских средств жители покупают, не выезжая в города.

Дальше маркетологи проанализировали повадки дачников. За этого покупателя стоит бороться: в садово-огородный сезон в район прибывает порядка 50 тысяч гостей. Кому же отдаст предпочтение дачник, которому надо закупить продукты на выходные, а то и на все лето? Будет ли он выстаивать колоссальные очереди в супермаркетах и гадать над незнакомым товаром или доверится вкусу магазина райпо в своей деревне? Конечно, этот покупатель предпочтет отовариваться у знакомого продавца ближе к дому. При условии, конечно, что торговое предприятие будет стабильно выдерживать свой надежный продуктовый ассортимент. Поэтому в переоборудование сельских магазинов, в их привлекательный внешний вид, холодильники, витрины, кассовые аппараты райпо только в этом году вложило десятки миллионов рублей.

Хотя подмосковной потребкооперации в будущем году исполняется 110 лет, стареть она не собирается. В московских отраслевых техникуме и университете, в сергиевопосадских вузах предприятие обучает 16 будущих молодых специалистов.

Профессиональную подготовку многих выпускников учебных заведений оплатило райпо, и они продолжат семейные династии потребкооперации. Сочетание опытных кадров, а это 40 процентов - костяк предприятия, и образованная молодежь позволяют Сергиево-Посадскому райпо удерживать в отраслевом областном рейтинге первое место по объему товарооборота и качеству общепита.

Привычное дело - благотворительность

Если провести опрос в районе, кому помогает Сергиево-Посадское райпо, список получится длинный. Доброе слово потребкооператорам скажут в Хотьковском Покровском женском монастыре за финансовую поддержку и в детском интернате в Жучках, где райпо помогает детской одеждой. Для хотьковского дома ветеранов предприятие покупало самое необходимое в быту, материально поддерживает ветеранов локальных войн. И кому, как не потребкооперации, выступить спонсором Дня деревни. Такой грант недавно достался Шеметовскому и Васильевскому сельским поселениям.

Но все же самое главное в трудах райпо - ежедневные рейсы автолавок в дальние деревушки, снующие по сельским дорогам торговые фургоны. Такое участие в трудной жизни деревни переоценить нельзя.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА