СНАЙПЕРСКИЕ ИННОВАЦИИ

30 июля 2007 4911

СНАЙПЕРСКИЕ ИННОВАЦИИ Спрашиваю у создателя и руководителя научно-производственной патроноснаряжательной фирмы “Азот” Владимира Субботина, как бы он сам оценил главное достижение предприятия за минувшие пятнадцать лет. Лауреат Госпремии в области науки и техники, заслуженный изобретатель РФ, кандидат технических наук дает очень лаконичный ответ: более чем за десять лет у фирмы ни одной серьезной претензии к качеству весьма специфической продукции. Вот поэтому патронами “Азота” лучшие стрелки страны добывают “золото” на первенствах Европы и мира.

Как уже много лет подряд, предприятие и в этом году выиграло конкурс на поставки своей меткой продукции во все спортклубы Министерства обороны РФ. Можно поздравить молодого юбиляра и еще с одной победой — в конкурсе подмосковных предприятий на участие в международном проекте “ТАСИС” по поддержке инновационного экспортно-ориентированного малого и среднего бизнеса.

Поединок классиков

Ученым технарям достаточно формулы и столбика цифр. Нам, газетчикам, подавай истории и легенды. Точно знаем, что оружейники таким фольклором богаты, и за настойчивость нас вознаградили несколькими любопытными историями. Владимир Субботин рассказал о недавнем “поединке” с живым классиком патроноснаряжательной отрасли — президентом фирмы “ШЕДДИТ” Жан-Жаком Бо. Знатокам это французское предприятие представлять не надо, а знаменитую торговую марку можно приравнивать к знаку качества. “Азот” покупал у французов высококлассные гильзы для своих патронов, но три года назад освоил собственное производство.

И вот однажды при личной встрече с Жан-Жаком Бо Субботин предложил мэтру смешать гильзы “ШЕДДИТ” и “Азот” и выбрать из этой горки свои изделия. Но оказалось, что различить русские и французские гильзы невозможно! Похвала партнера была лучшей аттестацией новой разработки подмосковных оружейников. Французы удивились бы еще больше, если бы узнали, что автоматическую линию по выпуску гильз, а она по техническому уровню не уступает лучшим зарубежным образцам и даже содержит элементы “ноу-хау”, умельцы “Азота” сконструировали и изготовили сами.

Владимир Субботин с удовольствием рассказывает о своем техническом директоре и человеке универсальных знаний Викторе Пирожкове. Это он колесил по разным заводам и не выходил из цехов, чтобы детали к новому автомату были безукоризненного исполнения. Он, кстати, в самый сложный момент, когда у станочников опускаются руки, может сам стать к станку и дожать результат. Говорят, Виктор Викторович нередко получает выговоры от супруги за перепачканные рубашки. А в коллективе патронщиков своему уникуму не устают удивляться.

Вспоминая “поединок” с французами, Субботин говорит, что даже цвет гильз служба конструкторов и технологов подобрала специально. А с цветом спортивных патронов связана еще одна оружейная история.

“Золотой” патрон

В 1991-м на чемпионате мира в Австралии фаворитом в номинации стендовая стрельба по тарелочкам из гладкоствольного оружия считалась российская рекордсменка Светлана Демина. У нее уже была одна удачная серия выстрелов, а в следующем подходе вдруг промах за промахом! Видно, что Владимир Кузьмич даже спустя много лет волнуется, рассказывая этот случай. Еще бы: на кону ведь награды мирового первенства, престиж страны, репутация патрона.

Потом разобрались, что в пылу спортивной борьбы Демина не особенно присматривалась к маркировке, а весь “боекомплект” тогда был зеленого цвета. Но для каждого упражнения рассчитаны свои патроны. В одних дробь крупнее, в других мельче. Зарядить не тот, значит, промазать. С тех пор Минобороны РФ заказывает для своих стрелковых клубов разноцветные патроны, чтобы даже в пик спортивного напряжения стрелок ничего не перепутал. “Азот” — постоянный и самый пристрастный болельщик на всех стрелковых турнирах. Конструкторы патронов буквально ощущают себя на огневом рубеже. И все промахи, и “в десятку” — свои.

Мастер спорта международного класса (МСМК) Ирина Ларичева в 1999-м и 2001-м была непобедима с патронами “Азота” на чемпионатах Европы и мира. В группе лидеров в тот же период был другой мастер стрельбы — Павел Гуркин. Два года спустя возможности патрона в полной мере продемонстрировал МСМК Валерий Шомин. На Кубке мира в 2003-м он стал чемпионом с абсолютным мировым рекордом: настрелял 125 из 125 возможных и 150 из 150!

Счет победам снайперского патрона продолжила стрелок мирового уровня Ерджаник Аветисян. Она вошла в группу лидеров в своем виде на Олимпийских играх в Сиднее, несколько раз становилась чемпионкой Европы и мира. В прошлом году подтвердила свой класс на мировом первенстве, а на чемпионате России в 2006-м установила рекорд — выбила 99 из 100 возможных.

Спрашиваю у азотовцев, что такого необычного в их патроне и чем объясняется его легендарная меткость? Говорят, что причин тому множество. Одна из них в секрете практически поштучной закалки дроби. Технология, разработанная на фирме, позволяет добиваться высокой твердости свинцовой начинки патрона. А именно это и поднимает класс патрона. Другая причина высокого рейтинга изделий предприятия, по мнению директора, имеет имя собственное — Альбина Калиничева, ведущий технолог “Азота”.

Мастеру уже немало лет, но если обнаружит хотя бы малейший дефект, пусть даже пустяковый, в уже готовой партии — никакие аргументы и соображения не заставят ее закрыть на это глаза. За Калиничевой всегда последнее слово. Владимир Субботин убежден, что Альбина Михайловна — лучший технолог российской патроноснаряжательной отрасли, хотя и нет у нее такого официального звания. Зато ей присвоен высший знак отличия “Азота” — “Почетный работник фирмы” с выплатой именной пенсии от предприятия. Есть такая инновация в соцпакете коллектива.

К высокому качеству продукции предприятие обязывает известность в мире патронщиков. В следующем году исполнится десять лет, как была создана испытательная станция “Тест”, руководит которой кандидат технических наук Петр Артеменко. Экспертная лаборатория аттестована Госстандартом, и ее испытательное клеймо признано всеми странами международной комиссии Брюссельской конвенции. Кстати, некоторые страны, в том числе и США, конвенцию не подписали. Но даже Штаты, по мнению “Теста”, аккуратно придерживаются признанных европейских оружейных стандартов.

Огорчили итальянцев

Инновация нынче модное слово, и, кажется, все теперь только внедрением нового и занимаются. А за какие заслуги предприятие становится участником международного проекта “ТАСИС”, в который по конкурсу попали всего пять фирм из Подмосковья и 25 по всей России? Владимир Субботин говорит, что рассматривались в первую очередь такие аргументы, как многолетняя экономическая стабильность, открытость инновациям и хорошие экспортные перспективы. Таких быстрорастущих предприятий в российской патроноснаряжательной отрасли всего полтора десятка. Фирма постоянно модернизирует свой конвейер, а солидную партию на экспорт может подготовить буквально за неделю.

Пошли в зачет планы увеличения в полтора раза объемов производства дроби и удвоение выпуска гильз. В этом году “Азот” планирует увеличить в полтора-два раза экспорт своей продукции в Европу и страны СНГ. Такой производственный масштаб позволяет стабильно держать планку качества, не задирая цены. Но, вероятно, лучше всего инновационный климат на предприятии обрисует еще одна местная история.

Недавно Владимир Субботин побывал на выставке в Германии и там заглянул в павильон итальянской фирмы, у которой приобретал немало очень хорошего оборудования. Давние партнеры как великое достижение показали новый, действительно замечательный автомат капсюлировки гильз, причем не поштучно, а сразу парами. На это гость заметил, что на его фирме гильзы капсюлируются в момент их изготовления. То есть в технологии сократилась целая операция. Говорят, итальянских производителей оборудования эта новость очень огорчила. Вот, видимо, такие снайперские технологии и называются инновацией.

Светлана АНИКИЕНКО
Фото Александра СТРУНИНА
 
Газета "Вперед"