У области попросили новых полномочий

09 апреля 2012 3832

На прошлой неделе председатели Советов депутатов поселений из Сергиево-Посадского района приняли участие в областном семинаре на тему перераспределения полномочий между разными уровнями власти.

В одной из своих предвыборных статей тогда еще кандидат в президенты Владимир Путин заявил, что “муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от “подачек сверху”, которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существование муниципального уровня власти”.

От нашего района в ходе семинара своими соображениями на эту тему поделился председатель райсовета Константин Негурица. Он предложил передать — полностью или частично — на уровень муниципального района и поселений некоторые полномочия, ныне находящиеся в областном ведении. Например, такие.

У области попросили новых полномочий

Планирование использования и перевод земель сельхозназначения — пока это происходит с уровня области, району трудно резервировать землю под инвестиционные проекты и развитие инфраструктуры, например, той же объздной дороги. Поддержка народных художественных промыслов — не район ли в первую очередь в этом заинтересован, чтобы сохранять свою культурную привлекательность?

Создание административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности — важный инструмент в руках местной власти, которая заинтересована в наведении порядка, скажем, в деле благоустройства. Она могла бы не только составлять протоколы, но и добиваться реального наказания, в том числе через суд.

То же касается функции жилищного надзора. Ныне он областной, находится в Химках. А будь жилищный надзор в ведении района? Наверное, можно было бы не ограничиваться увещеваниями в адрес управляющих компаний.

А есть еще экологический надзор, ветеринарный надзор, охрана труда, трудовые споры, занятость населения... Совершенно житейские и повседневные вопросы, которые сподручнее решать на местах, а не из столицы. Или, к примеру, заготовка гражданами древесины для собственных нужд — не потому ли наши леса захламлены, что местная власть не может разрешить санитарные рубки?

Если эти разумные доводы будут услышаны, важно добиться и соответствующего финансового подкрепления. Константин Негурица, в частности, предложил закрепить за муниципалитетами некоторые виды доходных источников, которые бы стимулировали развитие муниципальных образований. В их числе налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль. Налог на малый и средний бизнес тоже можно рассматривать как потенциальный резерв и, опять же, как стимул к развитию предпринимательства для района и поселений.

В свое время территории городских и сельских поселений нарезались без серьезного учета их бюджетных возможностей и перспективы развития. Время показало, что далеко не все из них в своих нынешних границах способны к бездотационному существованию и полноценному выполнению своих полномочий. Поэтому укрупнение сильного поселения за счет присоединения более слабого, но имеющего свои ресурсы, — вполне разумный выход.

Главное, чтобы этот полезный разговор, начатый областными законодателями, не повис в воздухе, а имел реальное продолжение — укрепление муниципального уровня власти. Иначе какое же это САМОуправление?

Юрий ДМИТРИЕВ

Газета "Вперед"