Главные новости
«Начну с того, что в последнее время меня стали посещать мысли о самоубийстве. Причем так красочно, с подробностями. Я не думаю, что кто-то долго будет горевать по мне, максимум месяц поплачут, да и то только родные. Друзей как таковых у меня нет, постоянно сижу дома, потому что меня никуда не приглашают. Я не пью, не курю – видимо, для современного мира это становится недостатками. Я не вижу смысла в жизни. Не представляю, кем хочу стать. Я в 11 классе, выбор института не за горами, а я просто не вижу себя в какой-то конкретной профессии. Учусь на «отлично», вот только с выбором это не помогает. У меня кризис: не представляю себя во взрослой жизни. Вот заканчивается школа, а дальше мрак: институт, работа, смерть... Не знаю, что мне делать…»
Эта цитата взята с одного из многочисленных форумов на сайтах, которые занимаются проблемами людей, задумывающихся о самоубийстве. Там тысячи таких писем — от отчаявшихся и разочарованных жизнью, большинство из которых подростки и молодые люди, не достигшие 25 лет.
Статистика свидетельствует, что за последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в три раза. Основные причины суицида: не-разделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Многие психологи сходятся во мнении, что говорить об этом в семье можно и нужно. Как избежать беды и вовремя понять, что с ребенком что-то не так? На наши вопросы ответила психолог школы №11 Елена ЛУКЬЯНОВА.
— Если у подростка частые перепады настроения — то грусть без причины, то истерики, как понять, что у него на уме?
— Лучший способ понять, что беспокоит человека, — спросить его об этом. Подростковый возраст — время эмоциональной неустойчивости из-за перестройки организма. Родителям важно такие перепады замечать, мягко интересоваться, что происходит в жизни ребенка, что его беспокоит. Если он замыкается и не хочет делиться своими проблемами, необходимо найти какое-то совместное занятие, дело, которое поможет переключиться, сблизиться и поговорить о том, что переживает ребенок.
— Попытки к суициду совершают, как правило, психически нездоровые люди. Нужно ли вмешательство медика?
— Суицидальное поведение принято считать «ненормальным», нездоровым, поэтому многие ошибочно полагают, что совершающие самоубийство ведут себя как «психи» — их поступки и мысли неадекватны, могут быть сильные перепады настроения, раздражительность. Зачастую их путают с теми, кто психически болен.
Психически нездоровые люди действительно часто кончают с собой. Подростки, совершающие суицид, в основном к этой категории не принадлежат. Они просто переживают острый эмоциональный конфликт, отчего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически здоровы и представляют опасность исключительно для самих себя.
— Нужно ли читать странички ребенка в соцсетях или СМС в телефоне?
— Странички в соцсетях можно и нужно. Вы увидите, как ребенок презентует себя, о чем думает и говорит. Но эту информацию следует использовать не для нападения на ребенка, а для размышления и планирования дальнейших действий: осторожного разговора по той теме, которая вас насторожила, задела.
— Если родителям не нравится круг общения ребенка, можно ли повлиять на то, чтобы он с сомнительными друзьями больше не общался?
— Можно, только очень осторожно и деликатно, без резкой критики и грубых вмешательств. Главное, не потерять контакт с ребенком. Приглашайте его друзей домой, наблюдайте за их общением. Не нравятся друзья — помогите ребенку найти новый круг общения, например, записавшись в секцию, кружок. Если дружба ребенка становится для него угрозой, то вмешательство должно быть неотложным. Сигналами к беспокойству могут стать: нарушение аппетита, сна, отказ идти в школу, суицидальные попытки. Если вас что-то не устраивает, не обвиняйте друзей, а раскройте смысл их поведения. Объясните, что вы беспокоитесь о ребенке. Сравните жизнь и ощущения ребенка до этой дружбы и во время нее. Возможно, для ребенка это не столько дружба, сколько настоящая зависимость и он нуждается в помощи родителей.
— Можно ли с ребенком разговаривать о смерти?
— Можно и нужно. Страх смерти появляется у ребенка в 5-6 лет. С этого момента с ним можно говорить о смерти и жизни, о ее смысле, ценности, важности и ее конечности.
— Как реагировать, если подросток сильно увлечен компьютерными играми-стрелялками?— Надо понять, что игра дает ребенку: так он проводит свое время, реализует себя в виртуальном мире, находит круг по интересам с такими же любителями игр, не чувствует себя нужным в семье и пытается эту пустоту заполнить, что-то другое. А потом попробовать найти этой потребности альтернативу. Много свободного времени у ребенка — загрузите его секциями, кружками. Нужна героика и выход энергии — отведите в секцию единоборств. Постарайтесь найти вместе с ним другое поле для самоутверждения и проведения досуга.
— Если ребенок намеренно предпочитает одеваться в черные одежды, как эмо или готы, это повод для беспокойства?
— Чтобы сильного беспокойства не было, родителям важно понять, что черная одежда, пирсинг, ужасного вида атрибутика — это дань определенной субкультуре, внешняя форма. Подростки стремятся шокировать окружающих, выделиться из толпы, для чего и выбирают такие варианты. С возрастом это пройдет. Что касается депрессивных на-строений…. Большинство де-прессий эмо — подражание некоему культурному образцу, часть имиджа. Среди эмо нет огромного процента само-убийств. Человек, склонный к депрессии и одиночеству, и в других (не эмо-готических) сообществах будет остро переживать свои проблемы. Причиной самоубийства обычно является неразрешенный внутренний конфликт личности, а не влияние культурного окружения. Поэтому профилактика суицида среди подростков должна начинаться не с запрещения эмо и готов, а с восполнения дефицита общения между родителями и детьми.
— Если первая неразделенная любовь доводит подростка до истерик, нужно ли родителям вмешиваться?
— Скорее, не вмешиваться в отношения влюбленных, а помогать ребенку переживать, осмысливать, разбираться со своими чувствами, с реакциями на ситуации, которые его ранят. В этом и заключается роль любящего родителя. Взрослые мудрее, умнее, опытнее. Здесь не возбраняется маме или папе рассказать свою любовную историю, поведать о чьей-то неразделенной любви, придумать, в конце концов, вымышленную историю про похожую любовь. То есть заинтересовать ребенка, позволить ему эмоционально отреагировать и получить обратную связь.
— Нужно ли в школе обсуждать подростковые суициды?
— Думаю, нужно. Нужно говорить о том, что такое суицид, почему на него решаются, как помочь своим друзьям, как предотвратить попытку само-убийства. Как реагировать на суицидальные мысли знакомых и одноклассников, что делать, к кому бежать, как спасать. Эта тема достаточно закрыта, ее не принято обсуждать с родителями, друзьями.
Разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает. Готовность взрослых поддержать «опасную» тему даст подростку возможность выговориться, поделиться своими мыслями, сбросить часть своего напряжения. Другой вопрос — КАК обсуждать. Как найти нужный тон без морали, страшилок и нотаций, как вызвать подростков на доверительный разговор о том, что их самих терзает и беспокоит.
— Что де-лать, если ре-бенок угрожает самоубийством? Это шан-таж или реальная попытка?
— Есть данные, что из десяти подростков, совершивших попытку самоубийства, семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Часто друзьям и родителям кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание или ему просто что-то нужно. Ему действительно нужно и внимание, и участие. Если ребенок об этом говорит, значит, с ним что-то происходит, что-то у него стряслось и живется ему не сладко. Лучше всего прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.
— Почему подростки задумываются о суициде?
— В большинстве своем подростки, которые думают о самоубийстве, хотят вовсе не смерти. Они хотят избежать проблем, которые причиняют им эмоциональную и физическую боль, а суицид представляется им надежным средством эту боль остановить. Получается связка: нет жизни — нет проблем. Подросток не может, не умеет справляться с трудностями иным образом. Отчего так происходит?
Чтобы ценить жизнь, человеку необходимо знать две основных вещи: что его любят и что он достаточно хорош. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с собой, с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, невовлеченность. Отсюда неспособность решать многие наболевшие проблемы и, как следствие, мысли о суициде.
Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА
P. S. Мне понравилось одно высказывание на форуме в ответ на очередное отчаянное письмо: «Жизнь улыбается тебе, если ты улыбаешься ей». Попробуй подумать, не как у тебя в жизни все будет плохо, а о том, как все будет хорошо, и мир обязательно повернется к тебе солнечной стороной.
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?