Нина Лощинина: "А беспокоит нас... феминизация"

17 февраля 2010 3890

Образование и здравоохранение — две важнейшие отрасли в зоне ответственности районных органов муниципальной власти.

В результате состоявшихся в октябре выборов в районный Совет депутатов ряды представительной власти пополнили сразу несколько представителей сети лечебных учреждений.

А вот волонтеров окунуться в общие проблемы районного образования оказалось немного. Нина Николаевна Лощинина, директор средней школы № 4, рискнула взвалить на свои плечи дополнительный груз ответственности. И за истекшие четыре месяца не пожалела об этом. Потому что, по собственному признанию, привыкла оправдывать надежды, в частности, своих избирателей.

Нина Лощинина: «А беспокоит нас... феминизация»

— Совету депутатов в его нынешнем составе осталось работать меньше года. Почему приняли решение баллотироваться в депутаты? Успеете выполнить что-то из задуманного?

— Действительно, избрание в Совет на один год накладывает определенные трудности. Необходимо значительно сократить время, что называется, "на раскачку". Мы должны были сразу решать проблемы, параллельно вникая в другие. Ведь неизвестно, будешь ли ты переизбран на следующий срок. И надо приложить максимум усилий для реализации тех наказов, что дали избиратели в ходе кампании.

На момент моего избрания в Совет там уже работала от образования Нина Ивановна Севостьянова. Но этого явно было недостаточно. Наша отрасль огромна и социально значима. И ошибки, которые мы можем совершить в организации учебного процесса сегодня, могут откликнуться району через много лет. Поэтому нельзя устраняться от решения проблем в образовании или перекладывать всю ответственность только на исполнительную власть. Депутатскому корпусу просто необходимо было усилить работу в отрасли. Надеюсь, мы уже начали поэтапно решать эти задачи.

— У вас уже был опыт работы в законодательной власти?

— Я в течение 10 лет работала в Константиновской школе и дважды избиралась в сельский совет. Там, конечно, была своя специфика работы, но опыта мне удалось накопить.

— Вы депутат с небольшим пока стажем, тем не менее, можете уже оценить: деятельность в Совете помогает или мешает вам решать школьные, директорские задачи?

— Безусловно, помогает. У депутата больше возможностей достучаться до власти. Прошло немного времени, а я уже ощутила от этого реальную пользу.

Перед директорами школ № 4 и № 11, да и вообще перед управлением образования много лет стоял очень важный вопрос — ограждение учебных заведений. Это требования и формальные, и чисто человеческие. Ведь обе школы стоят в центре микрорайона Углич. А здесь полно бродячих собак, жители соседних домов почему-то любят приносить мусор на пришкольную территорию, да еще прямо под окнами классов ездят машины. Вечерами на крыльце собираются люди в подпитии, а утром у входа полно бутылок и окурков. Приглядно ли выглядят учебные заведения в таком случае? А ведь стоит поставить ограждение, и от многих проблем мы будем избавлены. 40 лет, с момента постройки школ, ничего не менялось. С избранием в Совет я начала искать путь решения сложившейся проблемы. Уже сейчас подготовлены документы на строительство ограждения, ищем спонсоров. Цена вопроса миллион рублей.

— От частных проблем двух школ давайте перейдем к общим. Как охарактеризуете уровень материально-технической оснащенности образовательных учреждений района?

— В сравнении с другими районами области состояние зданий школ нашего района оставляет желать лучшего. Посмотрите, многим школам давно за 40-50 лет. В них актовые залы совмещены со столовыми, классов не хватает. Да и самих школ не хватает. Загрузка школ колоссальная. Приведу такой пример: запись первоклассников в нашу школу была открыта 1 февраля. В тот день на рассвете перед крыльцом уже стояла очередь желающих записать своего ребенка. К 10 февраля у меня были сформированы все четыре первых класса. А куда мы будем определять детей, которые будут обращаться к нам вплоть до 1 сентября? Эти проблемы — результат отсутствия взаимодействия с правительством региона на протяжении последних лет. Загляните на новостные порталы в Интернете: ежегодно в Подмосковье строится 50-60 школ на 34 тысячи мест и 51 детский сад. То есть примерно по одному образовательному учреждению в год в каждом районе. У нас же последняя школа была построена 20 лет назад. Хотьковскую школу строят уже 12 лет, хотя нормативный срок возведения такого рода объектов — 9 месяцев. К счастью, сейчас, благодаря стараниям районной и поселенческой власти, лед тронулся, началось финансирование объекта. В августе новая школа должна быть сдана в эксплуатацию. Тогда в районе появится современное учебное заведение со всем необходимым оборудованием. Стоимость проекта — 650 млн рублей. Конечно, самостоятельно такую сумму на строительство школы район найти не может. А в ближайшем будущем проблема нехватки школ станет еще острее: столько домов строится!

Нина Лощинина: «А беспокоит нас... феминизация»

Сейчас на улице Дружбы возводится огромный жилой комплекс, еще девятиэтажка строится на Матросова. И в это время глава города Николай Маслов заявляет о возведении храмового комплекса на улице Глинки?! Я всегда только "за" строительство храмов, но на том месте должны быть школа и детский сад. Пускай небольшие. И их строительство должно быть вменено в обязанности инвесторам. У застройщиков должна быть социальная ответственность перед населением.

— Депутаты районного Совета как-то работают в направлении решения этой проблемы?

— Мы постоянно ведем переговоры с администрацией, чтобы она закладывала социальное обременение на этапе выделения земли. К сожалению, выдача разрешений на строительство и принятие объектов в эксплуатацию находится вне компетенции района: по федеральному закону о местном самоуправлении эти полномочия переданы поселениям. И я считаю, что именно здесь должна быть солидарная ответственность всех уровней власти. Ведь кто может подумать о будущем наших детей, если не мы сами!

— Может быть, в столь жестких условиях целесообразно способствовать открытию частных школ?

— В районе есть немуниципальные образовательные учреждения — Православная гимназия, школа-интернат для детей-сирот в Топоркове. Но частных школ пока нет. Хотя это необходимо. Образование — это такая же отрасль, как и любая другая. И среди школ необходима конкуренция. Ее должны ощущать и муниципальные образовательные учреждения.

— Профессия педагога традиционно считается низкооплачиваемой. Есть ли в районе кадровые проблемы в образовании?

— Педагогических вакансий в школах практически нет. Если сравнивать с ситуацией 10-летней давности, когда на работу в школу готовы были принять едва ли не любого человека с высшим образованием, то можно с уверенностью сказать: сейчас с кадрами значительно легче. Подмосковье в числе 21 региона РФ вступило в федеральный комплексный проект модернизации образования, который предусматривает повышение зарплаты учителям. Материальная заинтересованность педагогов выросла. Средний оклад среди учителей составляет сейчас 13 тысяч рублей, а средняя зарплата с учетом надбавок — 20-25 тысяч рублей. В соседних областях эти цифры значительно ниже.

— А растет ли качество образования?

— Качество четко демонстрирует олимпиадное движение, победы в различных конкурсах и детей, и учителей. Показатели ЕГЭ в районе выше, чем в среднем по области. Наши преподаватели занимают призовые места в региональном профессиональном конкурсе "Педагог года". Ежегодно в районе несколько победителей национального проекта. У района довольно высокий рейтинг среди районов области. Так что нам есть чем гордиться.

— Есть ли в образовании такая характерная для многих отраслей социальной сферы проблема, как общее старение кадров?

— Конечно, есть. Средний возраст учителей в нашей школе 45 лет. Примерно такой же показатель по всему району. С одной стороны, это удручает, с другой — радует. У нас остаются работать опытные учителя. И многие из них дадут фору молодым. Они более искренне любят свою профессию, с удовольствием обучаются на различных курсах, осваивают современные технологии: интерактивные доски, компьютерные обучающие программы. Поэтому нас больше беспокоит не старение кадров, а тотальная феминизация образования. Все-таки жаль, что в школах работает мало мужчин. Видно же, что дети к ним тянутся. Мужчины, как правило, интересно работают, творчески. Поэтому среди победителей профессиональных конкурсов много мужчин.

— Решение квартирного вопроса тоже важная задача?!

— Вопрос выделения квартир педагогам депутаты районного Совета всегда обсуждают на рабочих комиссиях и ставят перед администрацией. И, к счастью, процесс пошел. В прошлом году двум директорам школ впервые за 15-20 лет были бесплатно выделены квартиры. Это о многом говорит. Нужно эту традицию не просто поддерживать, но и развивать. И тогда работать в школе будет престижно. В конечном итоге это скажется и на качестве образования.

Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед"