ПОСПЕШАТЬ НЕ ТОРОПЯСЬ

11 апреля 2006 3537

Владимир Богословский В жизни Сергиево-Посадского района в эти дни происходят два важных события, которые окажут непосредственное влияние на жизнь его граждан: сегодня публикуется новый Устав района, а завтра выносится на утверждение городского Совета Устав Сергиева Посада.

Городской Устав написан в основном добротно, квалифицированно, однако при этом, считаю, направлен на выход из правового поля действующего Устава района и Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на избыточный контроль Совета над городской администрацией, на скорейший контроль над имуществом, расположенным в границах городского поселения, причем без учета установленного законами переходного периода и последствий для жителей города.

Из городского Устава исключены почти все нормы действующего районного Устава. Эдакая тихая революция. Вчера городское поселение Сергиев Посад жило по нормам, распространяющимся на весь район, а завтра оно проснется самостоятельным муниципальным образованием в составе Московской области. А район уже и ни при чем. Но самостоятельным территориальным образованием Московской области является район, а не поселения. Это выход из правового поля, и поэтому серьезный прецедент. В районном Уставе определена ответственность должностных лиц за нарушение норм Устава. Что будем делать? Попытки объясниться, прокуратура, суд или не заметим? Если не заметим, тогда ответственность по закону на нас. Так что обязаны заметить.

В свое время в масштабе страны «не заметили» результатов высшего закона — референдума о сохранении СССР и смирились с незаконным, безо всякого референдума, Беловежским соглашением. Нам брать пример с тех «государственных деятелей», которые предали свой народ в угоду личным амбициям? И с теми же результатами? Или все же мы с тех пор поумнели? Словом, первая наша позиция — привести городской Устав в соответствие с нормами действующего и разрабатываемого нового Устава района.

Игнорируя прописанную норму в действующем районном Уставе, городской Совет не определил в своем Уставе, что входит в понятие «структура администрации», и хочет согласовывать назначение и освобождение от должности не только всех заместителей главы города, но и руководителей структурных подразделений. По закону Совет не имеет права вмешиваться в исполнительно-распорядительные функции, к которым относятся и кадровые назначения муниципальных служащих. Принципы единоначалия и разграничения ответственности должны быть неприкосновенны. Глава только тогда может отвечать перед избирателями и Советом, когда Совет не вмешивается в его функции. Попробуйте ввести на любом предприятии ту систему, которую предлагает городской Совет, и посмотрим, что с этим предприятием станет через год. А здесь предлагается эксперимент сразу над целым городским поселением.

Мне показалось, что Устав и городские депутаты (правда, где-то за кадром, но основы подготовлены) нацелены на распоряжение имуществом в границах поселения без установленного Федеральным законом № 131 переходного периода. Как предлагает пройти этот переходный период район? Он предлагает постепенную передачу поселениям функций. То есть: передали уличное освещение — обучилась городская структура управлять этой функцией, освещение стало не хуже, а лучше, чем было, — закрепили передачу этой функции; далее, передали функцию уборки мусора — обучились городские структуры убирать мусор, стали убирать его лучше, чем раньше, — закрепили передачу и этой функции. И так далее. В законе предусмотрено, что поселение может и не справиться с какой-то функцией и тогда оно передает ее району обратно. Передача полномочий от района поселениям и от поселений району идет постепенно и плавно, население не страдает, переходный период не ложится бременем на плечи жителей района. А что, как нам показалось, хочет городской Совет? Он хочет, не отработав функции, взять сразу полномочия по управлению всем имуществом, а потом уже учиться им управлять.

Если передать сразу все полномочия управления городом только-только формирующимся городским структурам — мы рискуем получить настоящий коммунальный ад. Кто-то из «нетерпеливых» опять скажет: «Хуже не будет». Еще как будет. При всех бедах мы прошли этот год гораздо лучше многих других районов области. Поэтому и дальше мы должны очень ответственно, не торопясь, подойти к организации процесса передачи полномочий от района к поселениям, помня об ответственности, и ни в коем случае не быть стахановцами в смысле «выполним пятилетку в три года!».

Ответственный подход в одном: Уставы и правовые акты должны содержать правила переходного периода, выработанные совместно всеми участниками местного самоуправления.

Мы дали более 30 поправок в проект городского Устава. Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, будто мы навязываем свое мнение городскому Совету. Мы хотим ему помочь принять правильные решения и лишь просим хорошо подумать. Если городской Совет к нам не прислушается и в результате обрушит жизнь города, все равно ведь ответственность будем нести вместе. Район — за то, что не отстоял свою позицию, а город — за то, что натворил с людьми в угоду своему нетерпению «порулить». Но лучше бы этого не было.

Если городской Устав будет утвержден на Совете в нынешнем виде, то вряд ли он будет зарегистрирован в Минюсте, потому что Минюст должен будет предложить отменить нормы городского Устава, не совпадающие с районным Уставом. Это может привести от простой затяжки на два-три месяца до длительных судебных процедур.

Чем это плохо? Нужно осознавать, что мы живем в условиях реальной конкуренции с другими районами области и с другими регионами. Утверждение генеральных планов поселений, схемы территориального планирования района и значительная часть целевых программ, и даже законные выплаты зарплаты председателям Советов поселений требуют зарегистрированного Устава, поэтому при отсутствии Уставов развитие будет тормозиться, что значительно снизит конкурен-тоспособность Сергиева Посада и района.

Мне кажется, что это тот самый случай, про который говорят, что «спешка нужна только при ловле блох». Поэтому у меня простое предложение городскому Совету: отложить на месяц-полтора утверждение еще сырого, как мы считаем, Устава, утрясти спокойно и по-деловому все вопросы и сдать Уставы района и поселений общим пакетом в Минюст.

Предлагаю срочно создать согласительную комиссию, которая проведет сверку норм городского и районного Уставов. Такую же работу необходимо проделать и в отношении Уставов других поселений. Это даст возможность в максимально короткие сроки и с минимальными переделками провести регистрацию всех Уставов.

Если городской Совет посчитает иначе — а он имеет на это право, — мы дальше будем работать, пока не найдем совместных решений, только в более растянутом по времени режиме. Главное, чтобы пошел нормальный диалог депутатов, избранных населением и в интересах этого населения.

Владимир БОГОСЛОВСКИЙ,

председатель районного Совета депутатов