Сергей Сенников: МЫ УЧИМ ЧЕЛОВЕКА, КАК ВЫГОДНЕЕ СЕБЯ “ПРОДАТЬ”

18 апреля 2006 3397

МЫ УЧИМ ЧЕЛОВЕКА, КАК ВЫГОДНЕЕ СЕБЯ “ПРОДАТЬ” По пути на Ярмарку вакансий в районный Центр занятости населения я искренне полагала, что форма поиска работы через социальную структуру давно себя изжила. Казалось, что ни работодатели, ни сами потенциальные соискатели вакантного места не обращаются за помощью к государству. Все, в основном, стараются воспользоваться рекомендациями друзей или родственников.

— Ну что вы, мы только начинаем развиваться! — развеял мои сомнения директор сергиевопосадского Центра занятости Сергей Сенников. — В этом году нашей службе исполняется 15 лет, и мне кажется, мы только сейчас научились грамотно работать, а главное — понимать, что мы должны делать. Сейчас мы стоим на пороге очередной реорганизации, теперь районные центры возьмут под свое крыло регионы. Уверен, что мы расширим спектр услуг и сможем лучше помогать населению.

Сейчас на учете в Центре занятости состоят 2600 человек. По мнению экспертов, реально число безработных в два-три раза выше. Просто не все готовы объявить свой статус и заняться поисками стабильного дохода. Но даже на официальное число безработных приходится только 870 вакансий и большинство из них — рабочие специальности. В то время как нуждаются в работе в основном служащие и ИТР. Сергей Сенников утверждает, что на рынке труда по-прежнему большое несоответствие между спросом и предложением.

Проблема поиска работы — отличительная черта нашего времени. Дело это трудоемкое, хлопотное и, к сожалению, не всегда приводящее к успеху. На Ярмарке вакансий, прошедшей в пятницу, было представлено свыше двух тысяч рабочих мест, и не только в нашем районе, но и в Мытищах, Пушкине, Королеве. Причем вопреки бытующему мнению, что достойной зарплаты через Центр занятости все равно не предложат, здесь были и такие вакансии. К примеру, с удивлением обнаружила, что коммерческий банк через службу занятости ищет экономиста даже без опыта работы с окладом в 10 тысяч рублей, школа — учителя со ставкой 7600, а несколько фирм — высокооплачиваемых водителей-экспедиторов. Тем не менее работу нашли только несколько десятков человек. Почему?

Во-первых, соискатели работы в основном люди 40-45 лет. То есть люди зрелые, имеющие опыт и желание работать. Но уже не настолько мобильные, как молодые. Они не готовы “менять коней на переправе” и овладевать другой профессией. Именно такие соискатели дожидаются подходящей вакансии годами и придирчиво относятся к каждому предложению.

Во-вторых, большинство граждан работоспособного возраста не готовы заниматься своей карьерой, а хотят быстрого и высокого заработка. Мало кто хочет поступить на должность банковского клерка с небольшой зарплатой и расти до начальника. Это долго и напоминает сказку про Золушку, в которую никто давно не верит. “Люди должны понять, что просто так деньги не платят”, — говорит Сергей Сенников. Если предлагают большой оклад за стандартную работу, это должно насторожить: либо обман, либо работа совсем не такая, как декларируется. К тому же нам на пятки наступают гастарбайтеры, которые готовы вкалывать день и ночь (семьи-то все равно далеко) за относительно низкую зарплату.

В-третьих, многие не могут найти работу, потому что, по словам С. Сенникова, “работодатель пошел капризный”: “Помните у Райкина: забудьте про индукцию, давайте продукцию. Так вот сейчас это требование еще жестче”. Лишь небольшая часть предприятий готовы обучать. Все хотят сразу получить готового специалиста. Кроме того, в последнее время участились увольнения практически без объяснения причин: вам объявляют, что вы не подходите и все. В этом смысле закон о первом найме, против которого столь энергично митинговали французские студенты, — сущие пустяки.

“Сейчас мы понимаем, — говорит Сергей Сенников, — что человеку надо не просто помочь найти работу, но и удержаться на ней. В штате Центра занятости есть два психолога, которые учат общаться с работодателями, настраивают на результат. Мы учим человека, как правильно и выгодно себя «продать». Так что об отмирании Центров занятости говорить рано. Мы будем нужны до тех пор, пока общество не станет по-настоящему цивилизованным”.

Наталья АНДРЕЕВА

Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"