Актер Владимир Kоренев: "Я не верю в государство, я верю в людей"

01 ноября 2010 6966

В воскресенье, 14 ноября, в ДК Гагарина пройдет спектакль с парадоксальным названием "Завещание целомудренного бабника". Звучит подобно классическому "Назад в будущее" или "С широко закрытыми глазами".

Заметим, что в нашем случае это не игра со смыслами. Талантливый украинский драматург Анатолий Крым обращается к вечному персонажу — Дон Жуану, непревзойденному любимцу и в то же время яростному ненавистнику женщин. Как же целомудрие может сочетаться с его личностью? В пьесе А. Крыма бабник и повеса кается в своих грехах, но уверяет нас в своей невиновности и невинности. Сюжет развивается неожиданно и стремительно, но зачем пересказывать пока не увиденный вами спектакль?Накануне представления исполнитель главной роли народный артист России Владимир Коренев дал эксклюзивное интервью газете "Вперёд".

АКТЕР ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ: «Я НЕ ВЕРЮ В ГОСУДАРСТВО, Я ВЕРЮ В ЛЮДЕЙ»АКТЕР ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ: «Я НЕ ВЕРЮ В ГОСУДАРСТВО, Я ВЕРЮ В ЛЮДЕЙ»

Из биографии

Владимир Коренев родился 20 июня 1940 года в Севастополе в семье контр-адмирала Бориса Леонидовича Коренева. Детство Владимира Коренева прошло в маленьком провинциальном городке Измаиле, позже семья переехала в Таллинн, где у Владимира проявился интерес к литературе и театру. После окончания школы Владимир Коренев избрал профессию актера и в 1960 году поступил в ГИТИС в мастерскую знаменитой театральной актрисы О. Н. Андровской.

В 60-е Владимир Коренев стал знаменит как "человек-Амфибия", сыграв Ихтиандра в одноименном фильме.

С 1961 года В. Коренев — ведущий актер Московского академического драматического театра им. К. С. Станиславского.

В настоящее время — профессор, художественный руководитель театрального факультета ИГУМО.

Стриптизер с человеческим лицом

— Есть ли сверхидея у спектакля, или это чистое развлечение?

— Конечно, есть. Это взгляд на Дон Жуана — мировую фигуру героя-любовника — с совершенно иной точки зрения (какой именно — смотрите в спектакле. — С. Ш.). И я играю эту роль.

— Имя автора пьесы Анатолия Крыма мало что говорит широкому зрителю.

— Это очень талантливый драматург. Его пьесы идут во многих странах мира. Он может быть назван живым классиком украинской драматургии. Анатолий Крым сам видел разные постановки "Завещания" и сказал, что наша — лучшая из них.

— Кто вместе с вами будет играть в Сергиевом Посаде?

— Все, кто указаны в афише. Сергей Глушко, Сергей Дорогов, Дарья Сагалова.

— Как вы сработались в этой труппе?

— Замечательно. Они все очень талантливые артисты. Самым большим открытием для меня оказался Сергей Глушко (стриптизер по прозвищу Тарзан и муж певицы Наташи Королевой — С. Ш.). Это замечательный парень — чистый, добрый, порядочный. Хотя он занимается странным ремеслом, он поразительной чистоты человек.

— Я лично ничего дурного в стриптизе не вижу. Это просто эротический танец.

— Я тоже. Я просто поражен, как можно сохранить в себе человеческое, находясь в гуще шоу-бизнеса. Кроме того, он очень способный актер. Ведь он нашел силы и время закончить актерский факультет ГИТИСа. А Сергей Дорогов (участник скетч-шоу "6 кадров" — С. Ш.) — настоящий профессионал. Вы увидите, как здорово играет Даша Сагалова.

"Откаты" докатились до театра

— Кроме спектакля, который состоится 14 ноября, вас что-то связывает с Сергиевым Посадом?

— Недалеко от Сергиева Посада у меня дача. Я часто здесь бываю, чтобы набрать святой воды, помолиться. Этот город чистый, светлый и окрашен русской замечательной христианской историей.

АКТЕР ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ: «Я НЕ ВЕРЮ В ГОСУДАРСТВО, Я ВЕРЮ В ЛЮДЕЙ»

— Но парадокс в том, что неподалеку от стен Троице-Сергиевой лавры словно черти собираются...

— Вы знаете, когда я прилетел в Иерусалим, меня тоже это поразило. Там торгуют крестами... Я понимаю, что надо торговать, но Христос изгонял торговцев из храма, а они там расположились вовсю.

— Я имею в виду не эти внешние проявления. Наш город сотрясают скандалы, пахнущие коррупцией.

— А почему должно быть иначе, если вся страна болеет этим? Почему этого не должно быть в вашем городе? На уровне театра Станиславского, где я работаю, та же история. Мы даже написали письмо мэру по поводу событий в нашем театре, связанных с коррупцией и непрофессионализмом. У нас была с проверкой Счетная палата, которая обнаружила серьезные финансовые нарушения. Сейчас документы отправлены в прокуратуру. Директрисе театра дали возможность уйти по собственному желанию, но часть коррумпированного руководства еще осталась.

— Я понимаю корни коррупции в ЖКХ, через которое протекают огромные, плохо контролируемые деньги. Но как можно ее развести в театре?

— С помощью откатов. Например, у нас были мастерские, которые делали декорации для спектаклей. Мастера работали за зарплату. Руководство театра эти мастерские закрыло. Теперь те же декорации нам делают какие-то организации со стороны в десятки раз дороже. Театру это невыгодно, а кому-то лично выгодно.

Советский Союз никуда не делся

— Вы наверняка интересуетесь общественно-политической жизнью в стране. Как вы оцениваете историю со снятием Лужкова?

— Я каких-то вещей не знаю. Но откуда несколько миллиардов долларов у жены мэра? Я не верю в сказки, что такое может быть без участия мужа.

— Вам не кажется, что сегодня к нам возвращается Советский Союз, причем далеко не в лучших его проявлениях?

— А это никогда не исчезало. Мне кажется, у нас любая власть воспринимает любое собрание художников как свое идеологическое под-разделение. Она хочет поставить их себе на службу — телевидение, театр, кинематограф, литературу. Разница только в том, что если раньше, в советское время, за эту службу платили, то сейчас разваливается все. Разваливается репертуарный театр. Коммерциализация кинематографа приводит к тому, что появляется огромное число посредственных фильмов. А ведь театр, как женщина: его надо содержать. А люди, от которых зависит наше искусство, ведут себя как альфонсы. Они хотят и удовольствие получить, и деньги приобрести. Такого не бывает. Деньги, вкладываемые в искусство, долгие. Наши внуки и правнуки скажут нам спасибо, если мы сохраним нашу культуру. Такова же ситуация и с фундаментальной наукой.

Люди бегут от коррупции

— Кстати, о науке. Огромное число молодых ученых и молодежи вообще желает уехать за границу. Цифры "чемоданных настроений" колеблются от 53 до 73 процентов у разных социологических агентств на фоне бесконечной псевдопатриотической трескотни. Как вы все это оцениваете?

— Это ужасно. Но нельзя словами обманывать людей. Они верят фактам. Почти везде платное образование, количество платных мест в институтах доведено до абсурда. Как рассуждают молодые: "Если образование и так платное, то лучше ехать туда, на Запад. Если фактически платная медицина, то опять лучше ехать туда". Мне кажется, что самое страшное — это отказ государства от своих социальных обязательств. Медицина и образование должны быть абсолютно бесплатными, чтобы люди увидели, что к ним относятся хорошо. К тому же люди бегут от коррупции, это страшное явление душит все. Никто не может мимо нее пройти.

— Я знаю, что художники вообще и актеры в частности — люди без кожи. Они все чувствуют острее. Какие у вас предчувствия по поводу нашего будущего?

— Я по природе своей оптимист. Это помогает мне выживать. Я не верю в государство, я верю в людей. Скоро Владимир Борисович Коренев отметит 50-летний юбилей совместной жизни со своей супругой, заслуженной артисткой России Аллой Константиновной Кореневой. Их дочь тоже актриса и тоже работает в театре Станиславского. Внук учится в школе, увлекается футболом. Кинозрители скоро увидят новую работу Владимира Коренева в дуэте с Инной Чуриковой в фильме Светланы Дружининой "Виват, Анна" о русской царице Анне Иоанновне. Ну а сергиевопосадцы увидят Коренева вживую 14 ноября на сцене Дворца культуры им. Ю. Гагарина.

Сергей ШИЛЯЕВ, Газета "Вперед"