Валентина Устименко: «Власть должна создавать условия для развития культуры»

14 ноября 2011 4312

О наследии прошлого, его влиянии не только на современную культуру, но и духовно-нравственное состояние общества, о том, как возродить традиции земли, тесно связанной с именем Сергия Радонежского, мы говорим с заместителем главы администрации района Валентиной УСТИМЕНКО.

Валентина УСТИМЕНКО: «Власть должна создавать условия для развития культуры»

— Сегодня много говорят о праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Скажите, чем для вас является это дата?

— Говоря об этом празднике, мы не должны забывать о духовно-нравственной культуре и традициях, идущих со времен основания древнего монастыря преподобным Сергием Радонежским. История Сергиева Посада неотъемлемо связана с историей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Развитие нашей территории в течение многих веков определялось развитием прославленной обители. Рядом с преподобным Сергием селились монахи, также приезжали и миряне: помолиться, получить совет и наставление.

Каждый человек, уезжая, увозил с собой на память или в подарок икону, игрушку из папье-маше или дерева, куклу, лошадку и другие сувениры. Таким образом, Сергиев Посад естественно развивался и как духовный центр русского государства, и как центр художественного творчества. Так проходили века, постепенно менялся облик города и ритм его жизни. Революция 1917 года внесла резкие перемены в провинциальную неподвижность нашего города.

— Каким образом она сказалась на районе?

— В советский период ход нашего естественного, гармоничного развития был резко изменен. Многое ушло безвозвратно, многое появилось. Сергиево-Посадский район стал большим научно-промышленным центром: тринадцать научно-исследовательских институтов, крупные предприятия, такие как ЗЭМЗ, ЗОМЗ, КХЗ и другие, новая научно-техническая интеллигенция. Изменился город, район, и тонкая, хрупкая среда, созданная до этого периода, сильно пострадала от порой безответственного вмешательства. За 70 лет социалистического строительства многие традиции, в том числе народные и художественные промыслы, оказались в тени и не получали должного внимания и развития в нашем районе.

А ведь они занимали особое место в истории русской культуры всей России. Конечно, необходимо помнить, что в оценке прошлого мы не должны как восторженно идеализировать его, так и недооценивать.

Затем наступила перестройка. На передовых предприятиях, где раньше трудились 15 тысяч человек, остались одна-две тысячи работников. Но ведь люди должны чем-то жить! И случилось удивительное — огромное количество семей стали снова рисовать, делать матрешки, иные сувениры. Все это снова вышло на площадь перед монастырем. И за счет продажи сувениров выживали многие семьи.

— То есть традиция сама собой возродилась?

— Да, на глубоком, генном уровне сохранилась способность к творчеству у многих сергиевопосадцев — и в новых условиях она проявилась в виде самобытного народного искусства в игрушке, изделиях прикладного искусства из дерева, керамики. Например, сергиевопосадскую матрешку я могла бы отличить от санктпетербургской или московской с первого взгляда. Наша матрешка особенная, ее отличают высочайший уровень росписи и качества работы.

Валентина УСТИМЕНКО: «Власть должна создавать условия для развития культуры»

Валентина УСТИМЕНКО: «Власть должна создавать условия для развития культуры»

— Много ли сейчас в районе творческих людей?

— Много, сегодня в районе только членов Союза художников России 150 человек. В этом мы уникальны. Таким количеством творческих людей, пожалуй, не может похвастаться ни один район страны. Мы уникальны и в области художественного образования — Абрамцевское художественно-промышленное училище, Российский художественно-технический колледж игрушки, Сергиево- Посадский киновидеотехнический колледж, Богородский художественно-промышленный техникум, иконописная школа Московской православной духовной академии, золотошвейная мастерская. Это не только районные брэнды, но и брэнды России на международном рынке. Произведения, создаваемые художниками, мастерами народных художественных промыслов, которые закончили вышеназванные образовательные учреждения, вносят весомый вклад в развитие русской национальной культуры и являются предметами народного искусства, рассказывающими о замечательных художественных традициях нашего края.

— Это все развивается и на базе Лавры?

— Прежде всего надо сказать об историко-художественном значении Лаврских коллекций, которые сегодня представлены в Ризнице. Значение их столь велико, что без них невозможно составить полное представление о художественном творчестве Московской Руси. И сегодня в Свято-Троицкой Сергиевой лавре работают творческие мастерские. Иконописная школа, золотошвейная мастерская обучают молодое поколение иконописи и художественному шитью с изучением творческих традиций наших предков. Нам необходимо сохранять, изучать и развивать все виды прикладного искусства, которые зародились на нашей земле и составляют гордость национальной русской культуры. К сожалению, мы пока не имеем достойного центра культуры, который бы эту работу вел комплексно, системно и достойно тех традиций, которые зародились в древнем монастыре.

— Сейчас что-то меняется?

— Думаю, да. Прежде всего, меняется наше мышление и отношение к этому. Так, в контексте подготовки к празднованию 700-летия Сергия Радонежского мы разработали проектное предложение по созданию культурного кластера. Кластер должен включать в себя строительство четырех быстровозводимых модуля. В трех из них будут располагаться мастерские для художников, для игрушечников, мастеров-прикладников и мастеров литературного творчества. Здесь же будут созданы методические кабинеты с архивами, общедоступные базы данных, мастер-классы. В четвертом модуле мы планируем проводить выставки, фестивали, семинары, посвященные развитию культуры не только в России, но и за рубежом.

Произведения искусства создают не чиновники, а творческие люди, и чтобы они могли максимально проявить себя, власть должна создавать условия для развития культуры на территории нашего района. Культурный кластер должен стать тем самым центром развития художественного творчества, который "пуповиной" связан с традициями, созданными древним монастырем, и способен создать условия для более яркого раскрытия культурного потенциала нашего района.

— А как с литературой?

— Будет и литературно-музыкальный модуль. В частности, планируется преобразовать ОДЦ "Октябрь" в театральную площадку. Надо сказать, что Сергиево-Посадский район очень интересен и своей литературной историей. Гнездом литературного творчества стала Абрамцевская усадьба, которая в 40-50-е годы XIX века стала настоящим культурным центром, где Аксаков собирал известных литераторов. И сегодня у нас много поэтов и литераторов. Более 200 известнейших в мире литераторов и философов либо здесь жили, либо надолго приезжали и творили. Достаточно назвать Пришвина, Флоренского, Розанова и другие имена.

— От чего зависит реализация проекта по созданию культурного кластера?

— Прежде всего, от нашей настойчивости и стремления его реализовать. В настоящее время мы изыскиваем возможности по включению нашего проекта в соответствующие областные и федеральные культурные программы.

— В последнее время о культуре говорят все меньше, в основном решают политические и коммунально-хозяйственные споры...

— Да, это так, и я об этом очень сожалею. Материально-технические недостатки нашей территории жители ощущают на физическом уровне, а культура — это, прежде всего, духовная составляющая человека. Но от гармонии нашей души зависит порой и качество, и производительность нашего труда, который мы вкладываем в развитие инфраструктурного комплекса города.

Напряженные ситуации, несогласованности, стрессы, противоречия… Мы обо всем постоянно спорим и никак не можем объединиться ради сегодняшнего и будущего развития нашего района, ради благополучия нашего населения и, прежде всего, наших детей. А может быть, нет гармонии, потому что сначала в советский период, а потом в период "перестройки" резко менялся вектор развития нашего района без учета его историко-культурных особенностей. Так, в советский период из нашего района хотели сделать крупный научно-промышленный комплекс, а в период "перестройки" весь этот комплекс был практически разрушен. Эти противоречивые метания, возможно, и выплескиваются в виде энергии противодействия и несогласованности через наши израненные души.

Выстраивая современный вектор развития нашего района, мы должны учитывать не только уроки древней истории, но и те 70 лет советского периода, которые дали нашему району новое поколение, поколение научно-технической интеллигенции. Для них тоже должны быть созданы рабочие места, чтобы люди здесь, в районе, имели возможность реализовать себя. Промышленность должна развиваться не вопреки, а в гармонии с тем, что было создано и что традиционно отличает наш район от других.

— То есть в преддверии 700-летия преподобного Сергия стоит объединить как духовные, так и мирские усилия района?

— Безусловно, стоит. Давайте вспомним, кем был Сергий Радонежский. Что он нес в себе как личность? Почему мы до сих пор помним и чтим этого великого святого? Сергий Радонежский обладал выдающимися личностными качествами. Это был очень скромный и очень сильный человек. Его дни были наполнены неустанным трудом и самосовершенствованием. Став игуменом, он строит жизнь братии на навыках усиленного труда, на привычках строгого порядка во всем, при этом не выделяя себя среди других членов братии, вместе с ними участвуя в общих работах, подавая пример истинной кротости и трудолюбия. "Игуменом земли Русской" называли Сергия в народе. Это был духовный объединитель, имя которого навсегда слилось с судьбой России. Деятельность которого имела благотворное значение для судьбы страны и которая сохранится вечно в памяти народной.

А если вернуться к сегодняшним дням, то я глубоко убеждена, что только сочетание профессионализма, труда и глубокой нравственной культуры может дать нам устойчивое развитие нашего общего дома — Сергиево-Посадского района. Создавая и поддерживая культуру в нашем районе, мы фактически продолжаем дело Сергия Радонежского.

Подготовила Александра САМАРИНА
Газета "Вперед"