Евгения Смольянинова: "Я ПОЮ ЧУВСТВА"

09 июня 2006 4176

Евгения Смольянинова Во Дворце культуры имени Гагарина все было очень скромно: один гитарист, одна певица, одно платье на весь концерт. Но какой концерт! Почти два часа публика слушала Евгению Смольянинову, затаив дыхание. Аншлага не было - будний день и лето свое дело сделали. Однако публика брала не количеством, а качеством. Люди пришли по зову сердца. Фольклор, романсы, пасторали, песни эмигрантов, духовные песнопения гармонично сменяли друг друга. Аплодисменты, цветы, слезы сопереживания героиням романсов и баллад, очередь за дисками и кассетами в фойе, автографы.

После концерта Евгения Валерьевна любезно согласилась дать интервью для газеты "Вперед".

Визитная карточка

Евгения Смольянинова родилась в Сибири в семье учителей. Переехала в Петербург (тогда еще Ленинград), где училась в Музыкальном училище имени Мусоргского по классу фортепиано. Увлеклась фольклором, когда в питерском Доме молодежи услышала деревенскую песельницу Ольгу Сергееву. Участвовала в работе над кинофильмами, но на экране ее голосом чаще пели другие.

Публика признала и запомнила Евгению Смольянинову с первого показа по питерскому ТВ, когда она спела романс "В лунном сиянии". Этот романс стал ее визитной карточкой. Причина переезда Евгении в Москву - болезнь сына: нужен был очень хороший врач, который нашелся только там. В Москве у Смольяниновой начался яркий творческий период: новые площадки, новые поклонники, работа в кино и анимации. Скитания по съемным столичным квартирам закончились в подмосковном Звенигороде, где певица проживает по сей день. Фонд "Меценаты столетия" удостоил Евгению Смольянинову медали "За честь и достоинство" и звания "Национальное достояние России".

- Людмила Зыкина говорила, что пела везде. Дома, по дороге на работу и с работы. А как с этим у вас?

- На лесных тропинках я не пела, потому что жила в городе, в Петербурге. Но пела в метрополитене. Там хорошо поется: тебя никто не слышит, а ты можешь сидеть и петь тихонечко.

- И подрабатывали пением в переходах?

- Нет, упаси Боже. Хорошо, что вы спросили. А то напечатали бы без комментария и появилась новая легенда обо мне, что я начинала с пения в переходах. Тогда, в 1980-е никто не пел в переходе. Если бы я там запела, меня бы арестовали в ту же минуту и как тунеядку куда-нибудь отправили. Просто мне приходилось поздно возвращаться с занятий, когда в метро было мало народа, иногда даже попадались на перегонах пустые вагоны. Было удачно, когда вагон изменял маршрут, делая объездной круг, - тогда я пела на "полную катушку".

- На концерте было много священнослужителей с женами и детьми. Чем вы это объясняете?

- Это интерес взаимный. Это ответ на мой интерес к людям из церкви. Я человек воцерковленный, и мы друг к другу тянемся.

- Вы живете в Звенигороде. Часто выступаете перед звенигородской публикой?

- Не выступала ни разу. И с трепетом жду этого момента. Город маленький. Если буду часто выступать, мне трудно будет там пройти-проехать. Мне кажется, в том месте, где живешь, скромнее надо быть, не "тиражироваться".

- В Сергиевом Посаде, по крайней мере, ваш голос знают хорошо, а в лицо - не очень. Вас на улицах незнакомые люди узнают?

- К счастью, не часто. Помню, на заре своей карьеры я помогала подруге перевозить мешок с картошкой. Мы втащили его в троллейбус, сели рядом с мешком и разговариваем. Одна женщина обернулась и узнала меня: "Неужели? Вы Евгения Смольянинова?" Мой образ и мешок с картошкой в ее сознании плохо сочетались. Мне было немного неловко.

Нормальный артист хочет, чтобы в обыденной жизни его никто не узнавал. У каждого человека должна быть своя terra incognita. Правда, бывают и приятные случаи. Однажды на рынке я покупала подарки к Новому году, и одна пара меня узнала. Они помогли мне донести мои пакеты и коробки до машины и сделали это очень интеллигентно. А то, знаете, как нелепо бывает, когда ты покупаешь курицу, а тебя называют жемчужиной русской музыки.

- У вас вполне сложившийся московский говор. Но когда вы поете, то иногда "окаете" и произносите слово "скучно" через "ч", а не "скушно", как москвичи.

- В Сибири, где я родилась, произношение больше похоже на петербургское. Там говорят "чн", а не "шн". Хотя "булошную" я уже приняла. А вот сказать "съемошная площадка" не могу и не хочу. Мое "оканье" же пошло от церковно-славянского языка. Ведь я на этом языке много пою.

- С кем из эстрадных звезд у вас хорошие отношения?

- Почти ни с кем не дружу. Разве что с Гариком Сукачевым сложились дружеские взаимоотношения. Мы снимались вместе в картине "Дорога" Владимира Хотиненко.

- Существует ли конкуренция среди исполнителей романсов?

- Конечно, существует. Однако я не отношу себя к исполнительнице исключительно романсов. Поэтому в подобную конкурентную борьбу не включена. Вообще я мало общаюсь с современными исполнителями. Мой взгляд чаще обращается в прошлое.

- Кого вы слушаете на досуге?

- Мне очень нравится Юрий Шевчук. И как он работает, и как человек.

- Где Шевчук с его хрипотцой, и где вы с вашим голосом-колокольчиком?

- Представляете, если бы он пел таким колокольчиком? Наполненность его голоса мужским началом вполне естественна. Я очень люблю слушать Владимира Высоцкого. Некоторые его песни мне просто необходимо периодически слушать.

- В начале романса "Как хороши те очи" вы закашлялись. Это вас смутило?

- Нет, только помешало. Такое бывает редко. Певец ведь не истукан и не робот, чтобы у него ничего не случалось. Возможно, я закашлялась потому, что сегодня очень рано встала и много работала.

- В вашем репертуаре несколько мужских романсов. Логично ли женщине петь от имени мужчины?

- А я и не пою от имени мужчины. Если повествование ведется мужское, это еще не значит, что перед нами чисто мужской романс. Душа не имеет пола, а кроме того, я пою чувства. На женские романсы я имею не больше прав, чем на мужские. Конечно, если мужчина запоет "Я ехала домой", это будет странно. Даже если он споет этот романс гениально, трудно будет избежать того, чтобы его в чем-то не заподозрили. Женщине в этом отношении проще, ведь даже слово "душа" женского рода. И все же чем выше искусство, тем меньше деление на мужское и женское. Разумеется, если вернуться к Высоцкому, то почти всегда его песни - мужские. Я пою две песни Высоцкого, но это песни, которые пела Марина Влади.

- Несколько вопросов, без которых читатели меня не поймут. Вы замужем?

- А зачем вам это?

- Читатели наверняка захотят узнать.

- Мало чего читатели захотят узнать. Я не скажу.

- Чем занимается ваш сын?

- Вот он (указывает на парня, который аккомпанировал весь вечер на гитаре).

- Значит, это Святослав? Я бы подумал, что он ваш младший брат.

- Спасибо за комплимент.

- Что вы читаете перед сном?

- Дарью Донцову не читаю. Хотелось бы читать что-то одно, а приходится читать разное.

- У вас есть хобби?

- На рыбалку или на охоту я не хожу. Люблю водить машину, но это необходимость. Я вообще все люблю: свой сад, свой дом, родных, друзей. Наверное, вся моя жизнь и есть мое хобби.

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

- Не унывать. Как-то я "проголосовала" на улице, потому что надо было срочно съездить по делам. Водитель оказался приезжим, он разговорился и сказал мне, что никому не нужен. У него действительно были непростые обстоятельства. Но это неправда, что кто-то никому не нужен. По крайней мере, человек всегда нужен Богу. Не осознавать этого - чудовищная неблагодарность. Уныние - это свинство по отношению к Создателю, который нас любит и бережет. Не меньшее, чем непочитание отца и матери.

- Вам удалось успокоить того водителя?

- Нет, но я думаю, Господь его утешит.

Беседовал
Сергей ШИЛЯЕВ

Фото www.russianvoice.ru

ЗРИТЕЛИ О КОНЦЕРТЕ

Любовь Папетина, поэтесса: "Концерт удивительный, великолепный. А песни, написанные самой певицей, такие душевные. Они вызывают самые светлые эмоции".

Наталья Евсеева, депутат горсовета: "Удивительный концерт, удивительный голос, удивительный человек. Только светлому человеку Бог может дать такой голос. Я поймала себя на мысли, что Евгения Смольянинова - это олицетворение той России, которую мы, к сожалению, потеряли. Это дореволюционная Россия, которая была духовной, сострадающей, жертвующей, великодушной. Ее голос - это ручеек, который ни с чем не спутаешь".

Газета "Вперед"