ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ...

12 ноября 2008 5123

ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ...Визитная карточка

Екатерина Георгиевна Герасимова профессиональный педагог. Прошла все этапы в работе с детьми: начинала учителем химии, затем была завучем, заместителем директора училища, сегодня — директор Московского областного профессионального колледжа. Отличник профессионально-технического образования РФ. Заслуженный учитель Российской Федерации. Обладатель почетного знака и звания "Директор года-2008" среди средних специальных учебных заведений России. Лауреат именной премии Бориса Громова.

Директор колледжа № 8 Екатерина Георгиевна Герасимова не смотрит в записи во время беседы. Даты, события, цифры, фамилии она помнит наизусть. За тридцать лет, пока она работает в этих стенах, колледж стал для нее вторым домом. Звучит банально, но, тем не менее, так оно и есть. В семидесятых впервые пришла она сюда преподавателем химии.

— Екатерина Георгиевна, помните то время?

— Отлично помню. История моих отношений с училищем началась еще в 74-м. Тогда это было ФЗУ, забытая уже аббревиатура, располагалось оно на Островке в казарме. Там на базе вечерней школы я вела химию.

— В старых советских фильмах фабрично-заводские училища и вечерние школы часто присутствовали, там учились такие бодрые жизнерадостные ребята и девчонки, честные, принципиальные, будущие строители коммунизма... "Большую перемену" помните?

— Ребятишки были очень сложные. Профессию они, может быть, и старались освоить, а вот к общеобразовательным предметам относились, мягко говоря, с прохладцей. Поэтому мне приходилось обращаться за помощью к мастерам, к заместителю директора, присутствовать на родительских собраниях. В 76-м училище переехало в новое здание, сменило статус (здесь начали давать среднее образование), а директор Борис Григорьевич Левитин предложил мне должность завуча. И тут в моей биографии возникла африканская тема: я отработала четыре года завучем, а потом меня пригласили в Алжир, готовить лаборантов широкого профиля.

— На каком языке общались со студентами?

— На французском, разумеется. Сначала через переводчика, но так как переводчик был один на четырех преподавателей, то на второй год я в его услугах уже не нуждалась. Из Алжира вернулась обратно в свое училище, и меня назначили заместителем директора.

— Как вы полагаете, дети времени начала вашей карьеры в училище и сегодняшние сильно отличаются?

— Я бы не сказала. Они и тогда, и сегодня — интересные, любознательные. Эпоха другая, а она, хотим мы того или нет, свой отпечаток накладывает. Тогда были одни лозунги, сегодня — другие. Тогда был комсомол, сегодня другие организации. Но что-то общечеловеческое, вневременное в детях присутствует всегда, во все эпохи. Спортивные, например, интересы точно такие же, сегодня только возможностей больше.

— Сегодня еще сирот больше...

— Это правда! Настоящая беда. С такими подростками я сталкиваюсь постоянно и вижу: они другие. Буквально во всем. Они даже добро воспринимают с опаской, настороженно, словно постоянно ждут подвоха от всех. Ничего не поделаешь, но жизнь у них такая была. Подавляющее большинство — нездоровы. Причем у некоторых целый букет самых различных заболеваний от олигофрении или эпилепсии до аллергии. Некоторые ребята приходят к нам из приюта, а туда они попали с улицы, из подвалов, с вокзалов, помоек и т. д. Соответственно и образование у них два, три класса, редко когда шесть. Во многих случаях эта вина их родителей. Не все смогли найти себя в новой жизни, в перестроечное время. Иные спились, превратились в бомжей, а дети... сами понимаете.

— Сложно с ними?

— Еще как! Ведь они же не имеют понятия о дисциплине. Ну, представьте себе, парень несколько лет провел на улице, сам себе хозяин, что хочу, то и ворочу. А теперь учиться надо, самодисциплина какая-то нужна. Но и здесь есть успехи. Иногда ученики даже на второй срок обучения остаются — по своей инициативе.

— Это как?

— У нас есть начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование. К примеру, ученик получает начальное образование, одновременно оканчивает вечернюю школу и остается здесь, чтобы получить среднее профессиональное образование. А это уже, чтобы было понятнее, техникум. Такое, конечно, нечасто бывает, но когда происходит, я считаю это большим успехом. В этом случае мальчишки даже отсрочку от армии получают.

— Ваше училище сегодня имеет статус колледжа, вы к этому долго шли?

— Долго и трудно. Особенно на первом этапе. В начале 90-х в какой-то момент я поняла, что в том статусе, в котором мы на тот момент находились, мы не выживем. Что необходим другой уровень преподавания, более высокий, более современный. Мы должны стать лицеем. А это уже следующая ступень. Но очень сложно было преодолеть косность преподавательского состава. Меня спрашивали: "Вам зачем это нужно, есть традиции, есть утвержденная программа, есть наработанные методики". Однажды случилась даже забастовка.

— Преподаватели были против, потому что им самим пришлось бы учиться?

— Конечно, это основная причина. У многих семьи, дети, времени в обрез, а тут вновь, образно говоря, за парту. Но, как видите, все получилось. Зато следующий этап — переход от лицея к колледжу — прошел спокойно. Преподаватели сами почувствовали, как они выросли в профессиональном плане, им это понравилось, стали этим гордиться, да и дети сегодня учатся более подкованные и образованные, со старым багажом к ним нельзя. Некоторые из них очень много знают, вопросы иногда такие задают, что учителей в тупик ставят. Поэтому оставаться на месте невозможно. Некогда остановиться, оглянуться, надо двигаться вперед.

— Вы ведь возглавляете молодой колледж?

— Три года ему. Это совсем немного. Именно поэтому мы так радуемся успехам. 2008-й для нас стал очень удачным. В марте мы признаны победителями Всероссийского конкурса инновационных образовательных программ, а в октябре получили диплом лауреата конкурса в номинации "100 лучших ССУЗов России". В областных мероприятиях у нас второе место в фестивале "Студенческая весна", первое место в спартакиаде, первое место в конкурсе "Театров моды".

— Основной упор в колледже делается на строительные специальности. Не боитесь, что в связи с кризисом, когда строительный бизнес переживает не лучшие времена, ваши выпускники останутся не у дел?

— Знаете, я недавно встречалась с главным инженером строящейся ГАЭС, он говорит: "Людей не хватает, вот дали бы сейчас человек сорок, всех бы взял". Это во-первых, а во-вторых, сегодня мы даже не удовлетворяем потребностей ЗАО "Стройсервис" (нашего спонсора, кстати), куда устраиваются работать наши ученики. У них масса строительных объектов, и насчет трудоустройства вопросов просто не возникало, пожелания были такие, что, наоборот, мало специалистов, надо бы больше выпускать. А потом мы же отслеживаем востребованность той или иной профессии. Сложно, например, стало трудоустроиться по специальности модельер-конструктор, и мы сократили прием. Теперь группа набирается раз в четыре года. А вот техники-механики трудоустраиваются вообще без проблем. Мне интересно было знать, куда же их все-таки берут. Провели недавно своего рода социологический опрос. Оказалось, везде они нужны, так как специалисты очень хорошие. Сложно даже перечислять все отрасли, в которых они работают.

— Со "Стройсервисом", насколько я знаю, у вас долгая дружба.

— В свое время они нам очень помогли и продолжают помогать до сих пор. Ведь раньше мы учили ребят по старым методикам. Образовательные стандарты стали отставать от быстро меняющейся жизни, от быстро внедряемых технологий. И когда ребята приходили на практику в "Стройсервис", оказывалось, что они ничего не знают. Однажды представители этой организации нам сказали: "Давайте, вы будете готовить специалистов для нас, по-новому, а мы вам поможем". С тех пор мы сотрудничаем очень плодотворно, и эта дружба на пользу нам и им. Они действительно построили нам новые мастерские, помогли инструментами, наши мастера учились там, а потом передавали знания ученикам.

— Старые методики канули в Лету?

— Вы удивитесь, но не канули. Традиционные технологии еще не изъяты из образовательных стандартов, и мы обязаны их давать. Поэтому у нас есть новая мастерская и старая, где, например, стоит корыто, в котором мы учим готовить раствор. Подумайте, как его, например, на 18-й этаж строящегося дома доставлять? Ведь нужно цемент принести, песок, воду, которой в этом доме просто еще нет. Вот это и есть традиционные, замечу, давно устаревшие технологии.

— То есть вы, еще будучи лицеем, стали вводить в обучение элементы новых технологий?

— Вот именно, впоследствии нам это очень помогло. Когда был объявлен конкурс инновационных программ, мы поняли, что эти самые программы у нас уже существуют, мы по ним уже давно учимся. Единственное, что надо сделать, это грамотно их изложить на бумаге. Что и было сделано.

— Говорят, вы уже и юристов готовите?

— Наш конек — это все-таки строительные профессии. Из сравнительно новых специальностей — государственное и муниципальное управление, сфера быта и услуг, гостиничный сервис, туризм. Город же все-таки в Золотое кольцо входит, поэтому эти профессии уже востребованы и будут впредь востребованы. Насчет юристов вы погорячились, а вот правоведов мы действительно начали готовить. В милиции сегодня острая нехватка людей. Ко мне обратился начальник УВД района Сергей Моргачев и предложил готовить кадры для них. Мы обсуждали это предложение втроем, с участием главы района, и решили, что поступим следующим образом: район будет за их обучение платить, а ребята подписывают договор, по которому обязуются по окончании колледжа пять лет отработать в милиции. Милиция же на время обучения становится для них как бы наставником.

— Получается?

— Очень хорошо получается. Ребята два раза в неделю занимаются в милицейском спортзале. Недавно их возили в Москву в музей вооруженных сил. Посещали они криминалистическую лабораторию. Потом в одном из городов области побывали в образцовой части ОМОН. Там встречались с разными людьми, смотрели фильмы о геройских поступках милиционеров, о тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с преступниками. Приехали оттуда, честно скажу, другими людьми. И если раньше у некоторых еще были сомнения: правильно ли они поступили, выбрав эту профессию, то теперь я уверена, многие будут работать в милиции долго и с пользой.

Алексей ЛОГИНОВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА