Свой бизнес

18 октября 2010 4297

По официальным данным, сегодня в стране 5,2 миллиона безработных, что составляет почти семь процентов от экономически активного населения. Что интересно, год назад Роструд и Минздравсоцразвития прогнозировали уровень безработицы значительно ниже, а вот президент и независимые аналитики называли именно эту цифру. Видимо, у них разные источники информации, но для конкретного человека и то и другое из области большой экономики. Из мира отвлеченных цифр и показателей, которые, как многим кажется, не очень влияют на жизнь конкретного человека.

Свой бизнес

Однако цифры эти могли быть хуже, если бы государством не были приняты антикризисные меры: программы по опережающему обучению, повышению квалификации сотрудников, сохранению трудовых коллективов через временные общественные работы, оказанию содействия развитию малого предпринимательства. И кому-то это дало шанс.

Примерно с 1995 года молодежь все меньше идет в бизнес. На вопрос, кто собирается начать свое дело, только десять процентов студентов-менеджеров отвечают положительно, более половины хотят стать чиновниками или работать в крупной компании. Массового настроя наладить свое дело, который был когда-то, сегодня нет. Даже в 2003 году в стране были зарегистрированы 4 млн 790 тысяч частных предпринимателей. Сейчас их, по данным Федеральной налоговой службы, 2 миллиона 769 тысяч.

Открыть собственное дело — один из путей самому решать свои финансовые проблемы. Но существует стереотип: кто не раскрутился в девяностые, у того ничего не получится — все ниши заняты, и за просто так вас никуда не пустят. Так ли это?

Принять решение

Не очень давно Елена Чечетова стала хозяйкой ателье "Золотые ручки". Идея открыть свой бизнес вызревала долго. В "прежней жизни" она тоже работала в ателье. Но когда бывшая соцстрана впервые узнала, что такое безработица, индивидуальный пошив едва не прекратил свое существование.

Тогда многим пришлось менять профессию. Самыми популярными среди дам были "челночный" бизнес и бухгалтерия. Еще раскрашивали матрешек. А еще сидели по домам без работы. И Елена дома сидела — рожала и растила детей, потом выходила на работу. Но хоть и меняла места, от своей профессии портнихи далеко не уходила. Трудовая деятельность перебежками позже оказалась полезной: освоила работу не только с тканью, но и с кожей, мехом.

Периодически она оставалась без работы, регистрировалась в Центре занятости. Устраивалась на работу — и снова уходила в никуда. И так много лет, пока отчетливо не поняла: работая на хозяйку, не имеешь перспектив, ничего не можешь изменить. Последний раз проработала наемным работником всего неделю. Так что когда в Центре занятости Елене предложили войти в программу по оказанию помощи малому предпринимательству, по которой на открытие своего дела дают небольшую денежную сумму, к кардинальным переменам в жизни она была уже готова.

!СОВЕТ ПЕРВЫЙ: заводи свое дело, если твердо знаешь: ты лидер, точно не готов работать на хозяина и ты — профессионал в выбранной сфере деятельности.

Маркетинг

К тому времени Лена точно знала, чем займется. И сейчас уверена: свое дело стоит заводить только в той сфере, в которой хорошо ориентируешься. Провела маркетинг: обошла все ателье Сергиева Посада. И стало видно: ниша есть. Одни работают в изолированном микрорайоне, другие выполняют ограниченный объем услуг, третьи не работают с мехом... В общем, слухи о том, что все занято, при ближайшем рассмотрении вполне могут оказаться сильно преувеличенными.

Место присмотрела, но с арендой не успела. Ладно, решила, подожду. Зато когда помещение освободилось, сразу оформила договор. Сначала Елена опасалась, что ателье получилось немного на отшибе — у ЗОМЗа: пойдет ли клиент? Но вскоре выяснилось: вокруг так много заведений, куда ходит народ, что даже реклама не понадобилась. "И очень помогает помойка, что рядом с нами, — смеется Елена. — К ней стекается весь окрестный народ. Иной раз ведро за дверью оставят и к нам заходят".

!СОВЕТ ВТОРОЙ: не строй бизнес-планы, сидя на диване — наверняка ошибешься с выводами; вначале поработай ногами, головой и калькулятором.

Первоначальный капитал

С бизнес-планом, который потребовалось сделать, помогла старшая дочь. Главное, надо было составить его так, чтобы дело получалось не убыточным. Деньги, полученные по программе — 58800 рублей, — пошли на арендную плату. Все говорят, ну что можно сделать на 60 тысяч? Расходы на открытие не покроются. Оказалось, ничего подобного. Малый бизнес редко кто начинает с большого проекта, а зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя — не так сложно, как пугают.

Деньги, конечно, на первичные вложения нужны гораздо большие, чем шестьдесят тысяч. Собственный капитал семьи Елены к тому времени составлял около трехсот тысяч рублей. Так что помощь государства, по ее словам, была далеко не лишней. Тем более что вчерашняя безработная, собирающаяся стать полноправной хозяйкой пусть небольшого, но своего ателье, что называется, сделала "ход конем". Она взяла на работу двух девушек, стоящих на учете в Центре занятости, и получила право на получение такой же суммы за каждое предоставленное место работы. То есть утроила господдержку своего бизнеса.

Всего вместе хватило на самое простое оборудование и первое время работы. Ну а дальше? Дальше пошел народ. И поскольку в "Золотых ручках" не отказываются ни от какой работы, дело тоже пошло. За пятнадцать минут, что мы провели в ателье, туда зашли несколько клиентов. Начиная от бабушек со старенькими пальто и заканчивая дамой с просьбой полностью перекроить фасон норковой шубы. И ничего, что порой приходится собирать "консилиум", как в случае с рукавом пальто, который пожевала хозяину его собака. Потрудиться пришлось, но сделали!

И клиент понес в ателье заказы. Деньги "потекли" — не столько в карманы, сколько в дело. Нужны новые технологии, а значит, новое специализированное оборудование. И прибыль в дело, и кредиты в дело. Которые брали, вспоминает Лена,

"на каждый случай". Что касается самого дела, неожиданно быстро выяснилось, что оно требует расширения площадей. А это означает — тьфу-тьфу, — что оно живет и развивается.

!СОВЕТ ТРЕТИЙ: подумай, на что бизнес продержится хотя бы три, а лучше пять месяцев, это время точно понадобится на раскрутку; будь готов, что еще долго деньги придется получать, то есть зарабатывать, по рублику, а отдавать, то есть вкладывать, не считая. Но ведь все на себя.

Семья

Еще говорят: свое дело, когда его начинаешь, требует полной самоотдачи. Досуг, семья, время на себя — все придется оставить на будущее. И вот это — не миф. Так что стоит сразу заручиться поддержкой близких: мужа или жены, детей, друзей, родственников. А если есть добрые знакомые — вообще считайте, что крупно повезло.

Елене "бросать" семью ради дела не пришлось. Семья сама пришла к ней. Дочка с бизнес-планом, муж с автомобилем, племянник с ремонтом. А еще тетушки и племянницы... Короче, семья живет больше в ателье, чем дома.

!СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: перепиши всех потенциальных помощников вплоть до родных "седьмая вода на киселе" и тех, с кем сидел в первом классе за одной партой. У кого нет денег в долг без процентов, может согласиться сбегать в магазин и купить, к примеру, срочно понадобившуюся молнию нужного цвета.

Творческие планы

Вопрос про творческие планы принято задавать артистам, художникам, композиторам. Но в бизнесе без планов — тоже никуда.

Планы тактические — новое оборудование и новые направления работы. "Хотим заняться пошивом одежды для собачек, — улыбается Лена, — особенно голых". А стратегическую линию на собственное дело хозяйка ателье менять не собирается. Говорит, без этого уже не сможет.

— Так кто вы, — спрашиваем, — бизнесмен? (Слово бизнесвумен нам не нравится принципиально.)

— Нет, по моим ощущениям, пока это работа, а не бизнес.

Тогда что такое бизнес?

По мнению Елены, бизнесмен — это кто сидит в кабинете и руководит. А она сама работает.

!СОВЕТ ПЯТЫЙ: паши сколько можешь, не перепоручай свой бизнес другому — заглохнет дело на корню, ибо не только ты, а каждый мечтает работать не на хозяйку, а на себя.

Вот такой он, малый бизнес.

Глас народа

Мы так привыкли что-то постоянно просить и требовать — от государства, работодателя, депутатов, — что давно не утруждаем себя вопросом: а что мы сами-то умеем? Вот случись завтра остаться без работы, куда пойдем? Чем сможем без помощи чужого дяди обеспечить свое существование?

С этим непростым, но, как нам кажется, полезным вопросом мы обратились к жителям района.

Юлия, студентка:

— Когда начался кризис и стало страшно, что денег не будет и придется жить, как нищие, я спросила родителей: "А что вы умеете делать, кроме своей работы, за которую получаете зарплату?" Давайте, говорю, своим бизнесом заниматься. Мама стала вспоминать, что она умеет, потому что, по ее мнению, свой бизнес надо открывать по принципу "что ты умеешь делать лучше других". Она тогда сказала, что у нее дети хорошие получились и что она хороший организатор. Оказалось, что и папа занимается организацией работ в фирме, где работает. Ничего себе, думаю: в доме два организатора и до сих пор никто не организовал свой бизнес! После этого они мне прочли лекцию на тему, что свой бизнес — это не так просто. А завидовать олигархам — вообще большая глупость, почти ни одного из них, блиставших в начале 90-х, уже нет: кто прячется за границей, кто сидит в тюрьме, а кто и вообще... Я бы хотела иметь семейный бизнес, потому что выгодно работать, только если работаешь на себя. Зарплаты везде очень маленькие, даже если работать очень много.

Василий, поэт:

— У моего товарища был свой бизнес — сапожная мастерская. Когда он его потерял, кем только ни работал. И таксистом был, и оператором, и кочегаром, и газеты продавал на вокзале, и в колокол звонил. Потом посидел некоторое время дома, вспомнил свое прежнее умение и поставил недалеко от дома вагончик. На самой окраине города — вокруг всего несколько домов. Местный художник за бутылку водки ему вывеску нарисовал:

"Ремонт обуви". И пошло дело. Утром пришел, что-то сделал — к вечеру четыреста рублей есть. Оказалось, у людей с обувью каждодневно что-то происходит. Когда местные бандиты пришли, он шлангом прикинулся. А вот в налоговой инспекции пришлось зарегистрироваться.

Евгения, домашняя хозяйка:

— Я лет двадцать назад, когда осталась без работы, посидела дома и решила: надо чем-то заняться. Вспомнила, что у меня всегда было хорошо с английским. Закончила курсы, чтобы подтянуть язык, и собрала небольшую группу первоклашек. Тогда ведь с первого класса в школах иностранного не было, а родители уже знали, что детей языку учить надо. Конечно, свободно говорить по-английски после курсов я не стала, но для начинающих малышей это ведь и не надо. Надо просто уметь их учить, ведь иной преподаватель предмет и знает, а научить не может. В общем, ко мне стали проситься, и скоро вместо одной у меня было четыре группы и стабильный доход. Вот только с налоговой не сложились отношения. Я, как положено, собрала все документы по их списку и зарегистрировалась. А когда через полгода заплатила налог и пришла сдавать отчет, мне заявили, что у меня не хватает одного документа и я занималась частным предпринимательством незаконно. Случился скандал, потому что я по своей наивности все про документ выясняла. Потом мне сказали, что "претензий к вам нет", но я свернула свой маленький, но легальный бизнес, после чего прекрасно занималась репетиторством еще года четыре. Но уже без государства.

Владимир, частный предприниматель:

— Я в девяностых занимался поставками пива, потом минеральной воды, а потом все пошло прахом. Теперь с другом в столице участвуем в конкурсах на поставку в социальные учреждения памперсов. Там можно по Интернету заявку посылать, и сам конкурс по Интернету проходит. Кто меньше цену даст, тот и выиграл. Иногда сидишь сутки, часам к трем ночи всем надоест котировки отслеживать, а мы на копейки снизим цену, и контракт наш. Откуда памперсы берем? Да из Турции возим. Еще осваиваю игру на бирже. Мечта у нас такая: заработать на памперсах денег, купить яхту, уплыть отсюда подальше, и там, в теплом море, сидя на палубе, следить за биржевыми котировками и зарабатывать этим на жизнь. Но вообще-то я геолог по профессии…

Свой бизнесВниз по лестнице, ведущей вверх

Нередко мы мечтаем изменить свою жизнь к лучшему: не стоять в пробках и очередях, избавиться от бесконечных счетов за кредиты и деловых звонков, приходить вовремя с работы домой. Оказывается, в мире есть люди, которые не превращают свою жизнь в сплошную работу, а стараются получить от нее удовольствие. И называют таких людей не миллионеры, а дауншифтеры.

В современном понимании дауншифтинг — это выбор между доходами и стрессами, с одной стороны, и душевным комфортом за меньшее вознаграждение — с другой. Уходя из бизнеса или со стрессовой работы, дауншифтеры преследуют такие цели, как получение большего количества времени на увлечения, удовольствия от жизни или на семью. Эта жизненная философия предлагает обычному человеку добровольно отказаться от высокой должности и доходов ради более простой и неторопливой жизни. Дауншифтеры меняют дорогую иномарку на бюджетное авто, осознанно спускаются вниз по карьерной лестнице, переезжают в сельскую местность или за границу, вступают в ряды Гринпис.

Список "потерь" и отказов дауншифтеров зависит от страны и ее культурных особенностей. Например, в Англии дауншифтинг имеет яркий экологический окрас (употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии). В Австралии фокус смещен в сторону смены жилья и места проживания. Не секрет, что в Европе и США о дауншифтинге говорят гораздо больше, чем в России. Наших дауншифтеров пока очень мало, и в основном они меняют родные морозы на более теплый климат других стран или материков. Изречение древних философов о том, что "самые дорогие вещи стоят совсем недорого или вообще не имеют денежной цены", идеально описывает жизненную позицию дауншифтеров.

Наиболее распространенные виды дауншифтинга — это уменьшение количества рабочих часов (33%), менее оплачиваемая и ответственная работа (25%), отказ от работы вообще (20%), изменение сферы деятельности (20%). Но не все так просто. По западной статистике, только 34% дауншифтеров абсолютно довольны происшедшими в их жизни переменами. Более 30% сожалеют об уменьшении дохода, но в целом довольны своей жизнью. Около 15% "антикарьеристов" очень тяжело переживают потерю прежнего заработка. Есть даже 7% несчастных, которые совершенно не удовлетворены переменами в своей жизни и жалеют о совершенном поступке, перевернувшем их жизнь.

Вспоминая биографии великих людей, можно обнаружить, что многие из них завершали свою жизнь, занимаясь совсем не той деятельностью, которая их прославила. Например, полководцы становились монахами, актеры — художниками, а писатели — садоводами или фермерами. Самый знаменитый дауншифтер — великий римский император Диоклетиан. Его бурная политическая деятельность окончилась в 305 году, когда Диоклетиан добровольно оставил престол "по состоянию здоровья". Остаток жизни провел в собственном имении. Сторонники пытались убедить Диоклетиана вернуться к власти, но он ответил решительным отказом, заметив, между прочим, что если бы делегаты видели, какова капуста, которую вырастил их шеф, то не стали бы приставать к нему с подобными предложениями. Но часто дауншифтинг становится лишь одним из этапов в жизни человека, и через какое-то время он хочет вернуться в свою прежнюю жизнь.

Ирина СУХОВА Галина СЕНРОВА, Газета "Вперед"