ДЕПУТАТЫ СМОГУТ ОТПРАВИТЬ ГЛАВУ В ОТСТАВКУ

16 сентября 2009 2621

ДЕПУТАТЫ СМОГУТ ОТПРАВИТЬ ГЛАВУ В ОТСТАВКУ

Изменения в законодательстве — благо или беда?

На прошлой неделе в администрации прошли публичные слушания о внесении изменений и дополнений в Устав района. Процедура эта регулярная, проходящая, как нам объяснили, примерно раз в год для синхронизации Устава с происшедшими изменениями в российском законодательстве.

Так было и на этот раз. На ряд изменений, однако, имеет смысл обратить особое внимание. Например, в соответствии с новой редакцией Федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" избранные депутаты могут отстранять от должности избранного народом главу района или поселения. Раньше таких прав у них не было.

Что это за поправки? В каких случаях представительный орган может отправить главу в отставку? Какие мнения высказывают по этому поводу местные политики?

Слушания

Слушания прошли в среду, 2 сентября, и получились краткими и по сути формальными: собравшимся зачитали текст предлагаемых изменений, и, так как никаких возражений и вопросов из зала не последовало, их признали состоявшимися. Все это заняло примерно четверть часа. С полным текстом решения можно ознакомиться в номере газеты за субботу, 12 сентября.

По нашей просьбе заместитель председателя районного Совета Михаил Синельщиков рассказал, какие основные изменения предполагается внести в Устав: "В мае этого года президент России Дмитрий Медведев подписал закон о внесении изменений и дополнений в 131-й Закон о местном самоуправлении, по которому сегодня живут все муниципальные образования. Добавлена, в частности, статья, согласно которой представительные органы муниципальных образований (то есть Советы. — Ред.) теперь имеют право по своему решению отправлять главу муниципального образования в отставку. Сейчас мы приводим Устав района в соответствие с изменениями в 131-м законе, и у нашего Совета депутатов тоже появляется такое исключительное полномочие".

Еще одно серьезное изменение в устав касается того, что в вопросах местного значения к компетенции администрации района теперь относится содействие малому и среднему предпринимательству, чего раньше не было.

Кроме того, депутаты предложили изменить порядок формирования контрольно-счетной комиссии. На сегодняшний момент она формируется "пятьдесят на пятьдесят", то есть два представителя администрации и два депутата. Но так как контроль над должностными лицами и органами местного самоуправления является исключительным полномочием райсовета, логично было бы, чтобы контрольно-счетная комиссия формировалась только из членов Совета.

Изменения

7 апреля этого года, после утверждения обеими палатами российского парламента и подписания документа президентом, в 131-й Закон была введена новая статья 74.1, которая так и называется: "Удаление главы местного самоуправления в отставку". Если раньше его можно было отстранить от должности только по решению суда и ряду других исключительных обстоятельств, теперь для этого достаточно согласованного с губернатором решения местного депутатского корпуса.

Оснований для отставки может быть несколько. Первое — действия главы, повлекшие за собой возникновение просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам в сумме, превышающей 30 процентов от дохода муниципального образования в текущем году. Второе — если им было допущено установленное судом нецелевое расходование бюджетных средств, либо нарушение Конституции, федерального закона и иных нормативных правовых актов. Третье — неисполнение в течение трех и более месяцев своих обязанностей. Четвертое — неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования местным Советом по результатам его ежегодного отчета перед ним, в течение двух лет подряд.

Последний пункт особенно интересен с учетом специфического и во многом печального, политического опыта нашего района. Вспомним, например, прошлогоднее бескомпромиссное противостояние Сергиево-Посадского городского Совета депутатов во главе с Михаилом Григорьевым и мэра города Сергея Персианова. С учетом личностных взаимоотношений оппонентов можно ничуть не сомневаться, что неудовлетворительная оценка деятельности мэра Советом была бы почти гарантирована при абсолютно любых результатах его работы, сколь бы хороши или плохи они ни были. "Вендетта" руководителей города зашла столь далеко, что для ее прекращения покинуть свои посты раньше времени пришлось им обоим. Городу же их бесконечные препирательства, жалобы и судебные иски не принесли ничего хорошего.

Александр ГИРЛИН

Мнения

Высказать свое мнение по поводу нововведений в закон и устав района мы попросили некоторых известных в районе лиц.

Виктор Захаров, депутат городского Совета Сергиева Посада, бывший депутат районного Совета: "Мое мнение простое. С одной стороны, расширяются некоторые возможности решать свою судьбу на местах, без участия верховной власти. В то же время повышается ответственность главы за свои действия. Насколько депутаты будут правильно пользоваться этими своими полномочиями, к сожалению, зависит от того, какие конкретные люди в этом участвуют. Вы помните, что было, когда в городе Совет воевал с администрацией... Де-юре ни тот ни другой не были отстранены, но по сути, обе стороны не работали, не было ни Совета нормального, ни администрации.

Один из вариантов избежать такого противостояния — если главным должностным лицом города будет председатель Совета, а глава будет наниматься как сити-менеджер. Закон это позволяет. Может быть, в будущем для нашего города это имеет смысл. Пока это невозможно, потому что такая модель управления разрешается только по истечении первых четырех лет после передачи полномочий поселению, а они у нас еще не истекли".

Сергей Персианов, временно отстраненный от должности главы городского поселения Сергиев Посад: "На мой взгляд, и без этого права, данного Совету, существует достаточно процедур, чтобы нарушившего закон руководителя отстранить от должности, временно или окончательно. То, что на сегодняшний день право делать это дают Совету, мне кажется ошибкой. Законодатель априори считает, что представительная власть менее коррумпирована, чем исполнительная. Хотя может вывернуться все наоборот, и глав исполнительной власти просто начнут шантажировать таким способом. Депутат ведь фактически ни за что не несет ответственности, поэтому может голосовать так или по-другому, в зависимости от ситуации. Это положение — нарушение паритета между представительной и исполнительной властью. Для исполнительной власти прописывается дополнительный к уже существующим механизм ответственности, а у представительной власти появляются дополнительные права без всякой ответственности. Этот дисбаланс очень опасен".

Сергей Боков, депутат районного Совета: "Ситуация неоднозначная, она может стать патовой. На сегодняшний день система демократических выборов практически выхолощена, в основном работают выборные технологии. То есть реального выбора народом своего представителя фактически нет. Это касается не только нашего района — надо усовершенствовать законодательство и обязать людей ходить на выборы, чтобы не было возможностей манипуляций. Тогда прекратятся все эти войны, дрязги и суды, которые возникают из-за отмены барьера порога явки. Из-за того, что он снят, голосовать приходит совсем небольшое количество народа, и начинается искривление закона. Голоса продаются, а кандидаты просто покупают себе кресло.

К великому сожалению, в Советы нередко проходят люди нечистоплотные. Они идут туда решать какие-то свои проблемы, лоббировать свои интересы. А мы даем им возможность воспользоваться новым положением закона и отправлять в отставку глав. У них фактически появляется возможность шантажировать главу, если он перекрывает какие-то их бизнес-проекты. Если бы разговор велся о демократических выборах — нет вопросов, я первый стоял на том, чтобы все было так. Но сегодня я против. Проход в Совет нечестным путем, путем покупки голосов, может создать прецедент снятия нормально работающих глав".

Александр Двойных, депутат городского Совета Сергиева Посада: "Непросто городскому депутату комментировать федеральный закон. Закон — хорошая мотивация для исполнительной власти, но при условии, что депутатский корпус руководствуется общественными интересами, а не личными политическими амбициями".

Газета "Вперёд"