Школа платная или бесплатная?

04 октября 2010 3867

"Как же так, — сетовала моя подруга. — Неужели действительно у нас скоро будет платное образование?! Тут не знаешь, как концы с концами свести, а если еще и за учебу платить, можно ноги протянуть". Глядя на ее двух, не слишком рвущихся к учебе оболтусов, мне оставалось только сочувственно вздохнуть: неужели вскоре родителям придется выбирать: вести ребенка в школу или сразу отправлять зарабатывать себе на будущую учебу? Чепуха какая-то!

Школа платная или бесплатная?

Когда наша страна вступила в эпоху рыночной экономики, мы довольно быстро свыклись с богатым ассортиментом товаров, хлынувших к нам на прилавки, и к ценам, увеличившимся так же быстро, как и ассортимент. Мы привыкли и к подскочившей в десятки раз стоимости проезда в общественном транспорте, и бешеным ценам на жилье. Однако всегда с советских времен до сегодняшнего времени неизменным и неприкосновенным оставалось право, закрепленное конституцией Российской Федерации — о доступном и главное БЕСПЛАТНОМ общем образовании. Неужели этого права нас лишат? В поисках правды я пошла в районное управление образования.

Буря в стакане воды

Сразу поясню, поводом к столь бурным эмоциям подруги и моему визиту в районное управление образования послужила статья в газете “Наш город” №33 от 23 сентября, где на первой полосе редакция обвиняла главу района в узаконенном “обворовывании” граждан путем “вымогательства” у нас денег на платное образование. Приводились и расценки за услуги — суммы, мягко сказать, не радовали.

С таким же основанием авторы статьи могли обвинить в “воровстве” и президента России Дмитрия Медведева, считают в управлении образования, ведь именно он подписал приказ о введении в детских садах и школах дополнительных услуг на платной основе. Вслед за российским правительством приказ от 27 июня 2007 года № 1191 “Об утверждении перечня дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области на платной основе” подписало и областное министерство образования. Этот приказ послужил основой постановления главы района об утверждении перечня и рекомендуемых расценок на дополнительные услуги образования.

Надо сказать, что цены в этом перечне сильно рознятся с теми, что были опубликованы в газете “Наш город”. Согласно публикации за одно дополнительное занятие по подготовке малыша к школе родители должны заплатить 320 рублей. В постановлении же рекомендованная цена на эти услуги: от 60 до 320 рублей. Занятия в кружках будут стоить от 60 до 250 рублей. Посещение логопеда — от 90 до 400 рублей за урок. Конечно, если скалькулировать по наибольшим расценкам, то дополнительное образование выливается в довольно кругленькую сумму. Однако слишком большая цена сделает услугу просто-напросто невостребованной, ведь посещение кружков сугубо добровольное. А значит устанавливать непомерно высокие цены просто нерентабельно, и никто не будет этого делать. Получается, что авторы публикации в угоду своим учредителям просто устроили очередную бурю в стакане воды. И родителям рано опасаться за свой кошелек.

Школа платная или бесплатная?

Ура, образование осталось бесплатным!

— Все предметы в рамках образовательного стандарта учащиеся по-прежнему будут получать абсолютно БЕСПЛАТНО, — прокомментировала ситуацию начальник районного управления образования Ольга Дударева.

— Это касается не только основных предметов, таких, как русский язык, литература, история, математика, но и входящих в стандарт часов на факультативы и кружки.

Например, по базисному плану учащимся 11 класса положено в неделю 6 часов русского языка, 4 часа литературы, 4 часа математики, 2 часа информатики, 2 часа иностранного языка, 2 часа физкультуры, по часу музыки, изобразительного искусства и т.п. По установленным государственным стандартам 36 учебных часов одиннадцатиклассники получат абсолютно бесплатно. А шестидневная неделя первоклассника согласно базисному компоненту включает в себя еженедельно 22 бесплатных часа. На безвозмездной основе в базисный план включены и часы внеурочной деятельности для работы кружков по различным дисциплинам. Однако некоторые родители хотят, чтобы дети получали дополнительные знания по предмету. Для этого школе разрешили ввести дополнительные услуги на платной основе.

За что предлагают заплатить?

То, что делают репетиторы, теперь предоставляет и школа. Раньше дети, чтобы лучше подготовиться к иностранному языку, ходили в частные образовательные учреждения, такие, как “Шанс” или “Нива”, сейчас получить дополнительное образование можно и в собственной школе.

Наиболее востребованные предметы — те, что нужны для обязательной сдачи ЕГЭ — русский язык и математика, литература, а также иностранные языки. До этого года детей подтягивали в знаниях педагоги на частных курсах либо репетиторы, в роли которых выступали все те же знакомые учителя. Помимо того, что эти услуги стоят довольно дорого (к примеру, урок по английскому у частника — от 300 рублей), управление образования в некоторых случаях не может контролировать ни качество преподавания, ни условия, в которых ведется обучение.

Школа платная или бесплатная?

Оказывается, школы уже давно имели возможность оказывать платные образовательные услуги, это прописано у них в лицензии. Однако многие ее просто не использовали. Видимо, сказывался все тот же советский менталитет, когда за преподавание педагоги не получали ничего, кроме мизерной зарплаты и морального удовлетворения. Теперь учителя смогут быть удовлетворены и материально — 50 процентов от собранной суммы пойдет на зарплату педагога, 10 процентов — на оплату коммунальных услуг, а оставшиеся 40 процентов — на обустройство и техническое оснащение родной альма-матер.

“Пятидневка” может вернуться

Платные услуги коснулись не только школ. Право вести образовательную деятельность за деньги получили и детские сады. Все дополнительные занятия педагоги дошкольных учреждений могут проводить только во второй половине дня и в рамках представленной лицензии. Так, если в саду есть штатный логопед, он может предложить по необходимости увеличить количество занятий уже на платной основе. Большинство детских садов предложило дополнительные занятия по лечебной физкультуре, так как многим малышам требуется профилактика плоскостопия и сколиоза. Ежемесячная плата за два занятия в неделю — тысяча рублей, что не слишком обременительно для родительского кошелька.

Еще одно современное веяние — “продленка” в детском саду. Как нам объяснили в управлении образования, многие родители работают в Москве и не успевают забрать ребенка вовремя. Поэтому для удобства родителей сады готовы организовывать удлиненный рабочий день: воспитатель присмотрит за вашим малышом не до 19 часов (окончания его рабочего дня), а до 21 часа. Ее стоимость также тысяча рублей в месяц. Если пересчитать цену одного дня, получится всего 100 рублей. К слову, воспитатели столичных детских садов уже давно сориентировались и предлагают родителям заплатить за подобные услуги от 200 рублей за час!

Если потребуется, детские сады готовы рассматривать возможность столь популярной в советское время “пятидневки”, когда детей оставляли в группе на всю рабочую неделю и забирали лишь на выходные. За плату малышам могут также предложить посещать группу выходного дня. Причем воспользоваться платными услугами — кружками, ЛФК и “продленкой” — могут и дети, которые не ходят в детский сад.

Плюсы дополнительных платных услуг в школе:

— конкуренция с частными школами, как следствие, стимул лучше давать знания

— цена ниже, чем у частников

— не нужно тратить время, чтобы отвести ребенка на курсы или к репетитору

— гарантированная квалификация педагога

— контроль со стороны дирекции школы и районного управления образования

— возможность для учителей в школе улучшить свое финансовое положение

— дополнительный доход для образовательного учреждения, как следствие, улучшение условий учащихся

— нормальные условия для занятий.

Минусы дополнительных платных услуг в школе:

Единственный и главный минус — добровольное обучение может стать добровольно-принудительным. Родители не без оснований опасаются, что учителя теперь могут шантажировать учащихся оценками, если те дополнительно не посещают их платные факультативы.

В столице, где платные услуги практикуют уже не первый год, подобные инциденты имели место. Одна моя знакомая рассказала, как учительница ее сына напрямую заявила ей в приватной беседе, что не поставит мальчику хорошую оценку, пока мама не запишет его на платный семинар, который она ведет. Обращение к директору школы только усугубило ситуацию. Можно было, конечно, дойти до управления образования, но родители предпочли не мотать себе и ребенку нервы и оплатили обучение.

Остается надеяться, что провинциальные педагоги окажутся интеллигентнее и, главное, порядочнее своих столичных коллег.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА