Алматыдан сойлеп турмыз!

03 февраля 2010 2236

Еще недавно Казахстан ассоциировался у меня преимущественно с двумя жизненными явлениями.

Первое — яблоки. Шутка ли: еще в школе нам говорили, что "Алма-Ата" дословно есть "отец яблок", а сами яблоки из казахской столицы — всем яблокам яблоки! За тысячи километров от искомого города, в маленьком Загорске, где местные дачные фрукты ценились в первую очередь не за что-то там такое, а за то, что "свои", в это почему-то верилось.

Алматыдан сойлеп турмыз!

И второе — передачи первой программы алма-атинского радио на коротких волнах в совсем юной юности. По какой-то необъяснимой причине первые казахские диск-жокеи крутили поп- и рок-музыку, от которой весь Союз долгое время был заботливо изолирован.

Короткие волны — это такая штука, как ФМ-диапазон, только лучше. В отличие от "эф-эма", ты никогда не знаешь, что там услышишь. На них всегда полно помех, много музыки со всего света и еще больше всяких разнообразных голосов и языков — короткие волны умеют огибать земной шар. Больше всего мне нравились передачи из Швеции, обеих Корей, Португалии и... Казахстана.

Вечер вторника, позывные "Алматыдан сойлеп турмыз!", что означает "говорит Алма-ата"... потом "шш-ш-ш-ш"... потом из помех выныривает какой-нибудь "Нью ордер" и снова туда же ныряет. Это было очень здорово.

Мне очень долго не хватало третьей казахской ассоциации вдобавок к уже имеющимся двум, и теперь она есть у меня. Это сериал "Перекресток".

Итак, "Алматыдан" снова "сойлеп турмыз", причем делает это каждое утро на телеканале "Мир", который — о удача! — ретранслируется нашим "Радонежье". Скажу честно: я не слежу за сюжетом, и мне все равно, найдут ли они там украденный драгоценный шлем и будут ли у Армана (или Шерхана?) наследники.

Утверждать, что актеры в сериале "Перекресток" плохо играют — значит, отнестись к нему поверхностно (в какой-то мере дело спасает Владимир Толоконников, навсегда оставшийся в нашем сознании "Шариковым" из фильма — после ярославского театрального училища он поселился в Казахстане, ведет передачи на ТВ и играет в алма-атинском театре русской драмы).

Поразительно другое.

Удивителен сам факт, что на наш экран пробивается что-то куда менее жизнеспособное, чем голливудское, а также "наше старое-доброе советское" и новое — "как у больших" — российское кино. Что еще есть каналы, которые покажут повседневную жизнь балетной школы в Киргизии или сделают сюжет о съемках первого белорусского фильма ужасов. Что есть канал, где ведущие как говорили "Цхинвали" до начала грузино-осетинской войны, так и говорят (с "нехорошей" про-грузинской буквой "и" в конце слова) — просто потому, что буква ни в чем не виновата.

А еще очень трогательно, как в финальных титрах сериала "Перекресток" отдельной строкой указывается фабрика, предоставившая для съемок... партию ковров. В общем, жутко интересно, как и чем там живет сосед, с которым вас когда-то развела судьба. Судя по всему, телеканал "Мир" обещает еще много таких встреч.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"