НАСТАВНИК ВОДИТЕЛЕЙ И ИНЖЕНЕРОВ

26 февраля 2010 2521

В семье водителя пассажирской автоколонны №1791 Константина Ужастова ожидается событие. Рабочая династия в нескольких поколениях скоро дебютирует в инженерной ипостаси. Новый кирпичик в семейную биографию положит дочь Константина Владимировича Любовь. Она получает в одном из местных технических вузов образование инженера. И, может быть, будет проходить производственную практику в автоколонне, где отец без малого двадцать лет работает водителем.

Сам глава семейства своей карьерой вполне доволен. Считает, что занимается любимым делом и, что еще важнее, это дело абсолютно ему подходит.

НАСТАВНИК ВОДИТЕЛЕЙ И ИНЖЕНЕРОВ

— У меня в руках три рабочих ремесла, — Константин говорит об этом с явным удовольствием. — Это вам не шальное наследство, которое разлетелось — и пусто. Надежное ремесло — капитал на всю жизнь, а у меня он с тройной страховкой. Сначала думал, что буду поваром, старательно учился этому делу еще на бывшей фабрике-кухне. Я — не ресторанный кулинар, а скорее мастер общепита. Своим домашним — супруге и двум дочкам — приготовлю, что только пожелают. Но вообще-то это не мое. Да вы сами посмотрите на меня, какой я повар?

В самом деле, на пышнотелого, сдобного повелителя кухни Константин Ужастов ничуть не похож. Он больше смахивает на поджарого гонщика. Заскочил в редакцию на бегу в пересменку между автобусными рейсами. И такой же рысцой возвращался из газеты на автовокзал, чтобы успеть к отправлению своего рейса в Пересвет.

— Решил я стать станочником, пошел еще до армии работать на ЗОМЗ. И не просто болванки точил, освоил по тем временам супертехнику — токарный станок с ЧПУ. Мне тогда казалось, что с выбором профессии я определился на всю жизнь. ЗОМЗ тогда потрясал своей отлаженной мощью. В армию уходил с полной уверенностью, что вернусь в свой цех. Кстати, во время службы мои общепитовские навыки очень оценили, всем советую до службы обзавестись ремеслом — служба тяжкой не покажется. Но когда демобилизовался, не было уже ни того завода, который я знал, ни цеха, ни токарных станков с ЧПУ.

— Встал вопрос, что делать дальше, — вспоминает Константин. — Я, кстати, был уже семейным человеком. Вот тут и вспомнил, что в армии, когда не кашеварил в солдатской столовой, водил военную технику. Мы с супругой Татьяной сразу решили жить своим домом, подзаняли денег у многочисленной родни (у меня три сестры и брат) и купили половину коттеджа в частной застройке Северного поселка. А через дорогу от нас находится пассажирская автоколонна. Решил попробовать себя в этой профессии — и вот уже восемнадцатый год вожу пассажирский автобус.

НАСТАВНИК ВОДИТЕЛЕЙ И ИНЖЕНЕРОВ

У Константина Ужастова свое оригинальное представление об успешной карьере. Если все на работе ладится и в доме порядок — чего же еще желать карьеристу? Не сказать, чтобы супруге очень нравился режим работы ее спутника жизни. Если не поднимается на работу в три утра, значит, будет возвращаться со смены во втором часу ночи. Но в семье уже всем понятно, что здесь случай особый. Константин по всем приметам прирожденный водитель автобуса. Если пассажиры, покидая салон, благодарят за поездку, он доволен не меньше своих седоков.

Уже несколько лет Ужастов наставник молодых водителей, за год готовит бригаду в пять человек. Свой профессиональный стаж оценивает скромно. Его бывший сменщик и наставник Константин Александрович Горохов на пассажирском автобусе отработал без малого три десятка лет — вот это да, считает Константин Ужастов. Теперь он сам ставит почерк начинающим извозчикам. У него без всяких профессиональных тестов есть свои наметанные приметы пригодности стажера к особой касте водителей пассажирского транспорта.

Если дебютант нетерпеливо бросает машину по кочкам и не может дождаться, когда же, наконец, сойдет пенсионер на неслушающихся ногах со ступенек автобуса, лучше с таким темпераментом поискать другую работу. На автобусных маршрутах, по словам водителя, совершенно особый ритм. Он чувствует себя в своей стихии, когда отчаливает от автовокзала на современном, стильном ЛиАЗе.

— С прежним «однофамильцем» эту машину не сравнить, совсем другой уровень комфорта для пассажира и водителя, — говорит собеседник. — Но добрым словом автобус-ветеран, завершивший свою долгую вахту на пассажирских трассах района, вспомнить надо. Честное слово, этот труженик заслуживает того, чтобы ему поставить памятник.

НАСТАВНИК ВОДИТЕЛЕЙ И ИНЖЕНЕРОВ

Для кого-то скучновато и монотонно, а кому-то просто невмоготу без конца тормозить и трогать автобус на маршруте. А для Константина Ужастова точная, размеренная езда от остановки к остановке — как игра по нотам. Он и на «газель» не пересел, потому что нравится несуетливый автобусный ритм. Недавно внедренной в пассажирской автоколонне спутниковой автонавигации водитель только рад. Говорит, что с космическим арбитром не забалуешь. Прежде кто-то в свободную минутку еще мог отклониться от курса по личным надобностям, а теперь каждый ход записан, весь пассажирский парк на мониторе. Это здорово дисциплинирует. А что такое высокий уровень пассажирского обслуживания? — это и есть безукоризненная точность на маршруте. Иногда, правда, требуются поправки в графики. Не так давно водитель предложил уточнить время отправления последнего рейса в Пересвет. Чтобы на автобус успевали пассажиры прибывающего поезда, время отодвинули на несколько минут. Автобус на Пересвет в 23.25 — это фирменный рейс Константина Ужастова.

Спрашиваю у собеседника, не испытывает ли он профессиональную ревность к дамским экипажам на пассажирских трассах? Еще недавно казалось, что это сугубо мужское дело, а теперь дамы водят автобусы по 6-му и 36-му маршрутам, в Лозу. Константин считает, что дружеская конкуренция только на пользу. Как водитель-наставник, он оценивает появление женщин-водителей как сигнал коллегам-мужчинам повышать свой профессиональный класс. А дамы за рулем автобусов понимают, что без партнерства с мужчинами им не обойтись. Необходима сила мужских рук, чтобы за пределами гаража затянуть гайки на колесах или подтянуть ремни в двигателе.

Ужастовых знают в Сергиевом Посаде и Березняках. Это большая рабочая семья. А вот новое поколение двинулось за знаниями в институт. Константин доволен таким поворотом событий. Говорит, плох тот рабочий, который не мечтает вырастить инженера.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"