КАК НАМ ПОСТУПИТЬ?

05 апреля 2010 3123

"Не более пяти в одни руки!" — объявило в этом году государство, и на сей раз в дефиците оказались не кроссовки и не колбаса.

На молодых россиян не хватает... вузов. Лето прошлого года многие сотрудники приемных комиссий по всей стране до сих пор вспоминают с одроганием: им буквально приходилось жить на работе, отменять отпуск и проклинать все на свете. Виноваты в этих перегрузках были абитуриенты, которые ачками рассылали по вузам заявки на поступление.

КАК НАМ ПОСТУПИТЬ?В этом году все будет иначе. Перечень желаемых мест учебы сможет насчитывать не более пяти пунктов, более того, порядок учебных заведений тоже будет иметь значение — это станет своего рода последовательностью образовательных приоритетов абитуриента. Прощайте, списки из 89 вузов!

Но прежде чем куда-то подавать, надо что-то выбрать. Как же определиться с вузом, чтобы потом все оставшиеся пять лет не кусать локти?

Государственные и не очень

У сергиевопосадских абитуриентов какой-никакой выбор, но все же есть. Впрочем, не такой большой, как может показаться поначалу.

Откроешь справочник на странице с местными учебными заведениями — глаза разбегаются. Вузов десятки, названия завораживают, но более детальное знакомство разочаровывает: кто-то из-за проблем с помещением как кочевник скитается по всему городу, у кого-то нет сайта, а кто-то вовсе не откликается на телефонные звонки.

Оценить в полной мере качество обучения заранее очень трудно, но есть несколько правил, которые помогут разобраться, достоин ли этот вуз, чтобы тратить на него лучшие годы жизни.

Прежде всего попросите документы — в этом нет ничего стыдного. К примеру, в одном из местных вузов нам так и не смогли рассказать, есть ли у них лицензия на право ведения образовательной деятельности (хотя в принципе это как "Отче наш" для любого заведения). Специалист, который якобы обладал знаниями в этом вопросе, должен был появиться через пару дней, но через пару дней телефон вуза почему-то вообще молчал.

В действительности, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации — это то, чем учебное заведение может подтвердить право на работу в городе. В лицензии же есть приложение, которое определяет, по каким дисциплинам вуз может проводить обучение.

Свидетельство о государственной аккредитации — второй важный документ, которым стоит поинтересоваться. Без него вуз не имеет права выдавать диплом государственного образца. Как правило, получение аккредитации по времени привязано к первому выпуску студентов в истории вуза или филиала.

Для филиалов (а таких в Сергиевом Посаде подавляющее большинство) принципиально то, что в бумагах будет особо указано, что этот филиал имеет право на ведение образовательной деятельности именно в нашем городе.

Деньги не помогут

Бытует мнение, что платные медицинские услуги в нашей стране уж наверняка лучше бесплатных. Но есть ли такая же связь между стоимостью образования и качеством услуг? Каково в целом будущее бесплатного образования в нашей стране?

"Мне представляется, если учебное заведение не имеет бюджетного набора, оно в чем-то неполное", — убежден председатель городского совета директоров высших и средних учебных заведений Олег Кокшаров.

Он называет себя сторонником внедрения бесплатных мест в любом вузе, и его представления отчасти подтверждаются цифрами: объем рынка платного образования в России начал сокращаться в 2008 году и по прогнозам эта тенденция сохранится как минимум до 2015 года.

Невозможно утверждать, что обучение на бесплатном месте в государственном вузе — залог качественных знаний. В то же время государственные вузы куда сильнее контролируются государственными надзорными органами, убежден наш собеседник. Олег Кокшаров — директор филиала Московской государственной академии приборостроения и информатики, старейшего светского вуза города, и он предполагает, что проверки и комиссии, которые наведываются в государственные вузы, так или иначе поддерживают планку образования.

В частном вузе, по его мнению, все зависит от руководства — оказались добросовестные люди у руля, вузу уготовано счастливое плавание. А если нет, остается только пожалеть студентов, которые ежегодно приносят в казну горе-вуза многотысячные суммы.

Учи ученого

Его коллега из филиала негосударственного Московского института экономики менеджмента и права Таисия Лучкова не согласна с утверждением, что частным вузам проще проходить государственные проверки.

"Разве нас не проверяют? Как раз к нам относятся более пристально, потому что мы отстаиваем право выдавать государственный диплом. Некоторые государственные вузы в Сергиевом Посаде прикрываются формулировкой "дистанционное обучение", но на самом деле никакой лицензии у них нет".

Ее вуз в основном подготавливает заочников — очень известная в былые времена форма обучения вновь набирает популярность. Заочники-экономисты, как правило, меньше подвержены риску не найти работу, потому что она у них уже есть. Чего у них нет и что они хотят иметь — это статус.

"Мне кажется, рынок юристов никогда не будет пересыщен", — несколько парадоксально замечает Таисия Лучкова. И поясняет: в обществе только-только формируется правовая культура. Простые люди все чаще решают проблемы через суды, чаще обращаются к адвокатам, и эту нишу еще предстоит освоить специалистам.

В то же время среди директоров очных вузов города бытует мнение, что курс на юридические и экономические специальности, взятый еще в девяностых, до сих пор актуален, но первые сдвиги намечаются. "После инженера стать экономистом легче, чем после экономиста инженером", — говорят они.

Это их устраивает

В единственном стопроцентно местном институте Сергиева Посада открыты три факультета: юридический, экономический и факультет психологии. Одних только экономистов здесь обучают по трем специальностям: "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит" и "Менеджмент организаций".

Бухгалтеры и менеджеры, которые для рынка района ежегодно подготавливает этот и другие институты, считаются не самыми благополучными кадрами с точки зрения трудоустройства. Но у выпускников СПГИ есть одно отличие: после пяти лет, проведенных в вузе, они могут обратиться в собственное кадровое агентство.

Проректор Валентина Морозова подтверждает: в последнее время государство все-таки обратило внимание на проблему трудоустройства выпускников. Это обязывает вузы ежемесячно подавать "наверх" сведения этой деятельности, в том числе — делать прогнозы на ближайшее время.

Фактически кадровое агентство "Шанс" — традиционная бизнес-структура, но поиск работы для собственных выпускников стал для не- государственного института социальной функцией. К тому же сама ректор вуза Наталья Толстая возглавляет комиссию по трудоустройству при созданном несколько лет назад совете директоров учебных заведений.

"Для всех студентов СПГИ мы стараемся найти работу", — рассказали нам в агентстве. Здесь не делают секрета из того обстоятельства, что многим поначалу предлагают работу офис-менеджера или секретаря с расчетом на то, что руководитель оценит потенциал сотрудника и переведет его с низшей ступени в офисной иерархии.

За год ситуация изменилась. "До кризиса было очень хорошо, мы трудоустраивали практически всех, — сообщила директор агентства Татьяна Лисицына, — но после кризиса трудоустроить удается только треть".

Агентство, связанное с институтом, выпускающим юристов и бухгалтеров, уверяет, что за последнее время вырос спрос именно на юристов и бухгалтеров.

Пусть иногда в не совсем обычном качестве: нам рассказали, что теперь работодатель в качестве офис-менеджера все чаще предпочитает видеть не просто сообразительную и миловидную девушку, а сотрудника, знающего хотя бы азы бухгалтерии.

Минувший год произвел перестановку сил на местном рынке трудо-устройства: в городе закрылись три кадровых агентства, и в итоге "Шанс" остался одной из последних местных бирж труда, если не считать государственного бюро по трудоустройству.

Вакансии ищут не только выпускники вуза-прародителя и не только белые воротнички. Агентство приводит данные: в районе растет спрос на "технарей" — электриков, физиков, химиков.

Как выяснилось, немало заявок поступает от районных предприятий пищевой промышленности и фармацевтики: как правило, главным заказчиком здесь выступает фарм-предприятие "Сотекс" в Бужанинове.

Что касается пищевой отрасли, то неожиданный расцвет, случившийся в области общепита разного уровня, неминуемо привел к запросам на такие специальности, как инженер-технолог общественного питания или технолог-кондитер.

Любопытно, что знание одного лишь английского порой оказывается недостаточным. Даже в нашем небольшом городе время от времени требуются люди, неплохо владеющие, скажем, итальянским языком. Возможно, это признак того, что местные предприятия стали активнее выходить на мировой рынок, предполагают специалисты.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "Вперед"