СЕЮ ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ

05 июля 2010 2631

Не курить, не унывать, парковаться по-человечески, беречь природу, животных и будущее — эти идеи социальная реклама готова донести всего за несколько секунд. Чтобы отыскать примеры социальной рекламы в Сергиевом Посаде, пришлось потрудиться. Первое, что приходит на ум, — это щит ГИБДД в районе Новоугличского шоссе: статичная фотография, на которой взрослый и умный человек координирует переход несмышленых школьников через проезжую часть.

СЕЮ ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ

Картинка призвана воздействовать на самые горячие головы и, как ни крути, это и есть социальная реклама: до нашего сознания доносится не продукт, а поведение. Хотя, казалось бы, что тут объяснять, и так все ясно. К тому же доказывать очевидные вещи — самое сложное и неблагодарное дело. Но социальная реклама как раз и взваливает на себя это нелегкое бремя, утверждая, что хамить плохо, улыбаться хорошо, старики немощны, а король — голый.

Держитесь!

СЕЮ ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕБольшая часть социальной рекламы делается в специализированных агентствах, но иногда случается и так, что инициатива рождается, как раньше говорили, "на местах". Есть такие примеры и в Сергиевом Посаде. Оператор телекомпании "Радонежье" Сергей Смирнов вспоминает, как и почему социальные ролики появились в сергиевопосадском эфире.

На создание призывающего не унывать сюжета "Держитесь" его вдохновила поездка в автобусном маршруте № 23, что связывает Пересвет и Сергиев Посад. Острый глаз оператора выхватил кисти рук, сжимающих поручни, и унылые лица хозяев рук — этого было достаточно. Вскоре он додумал "обертку", а остальное было делом техники. Кроме рук и поручней в двадцатисекундном ролике появился краткий текст: "Какая бы ни была жизнь, держитесь".

"Мне хотелось просто передать настроение, убедить людей не быть кислыми", — поясняет Сергей и говорит, что делал это спонтанно, в первую очередь для себя, и только потом появилось предложение выпустить это в эфир.

Примерно так же родился и другой некоммерческий ролик "Радонежья". "Плачущую" под дождем старую ржавую легковушку — образ одиночества — оператор компании и журналист Евгений Самсонов подсмотрели в нескольких сотнях метров от студии.

Актера для еще одного социального сюжета нашли у себя в коллективе, роль предложили ассистенту оператора Даниилу Боровкову. По сценарию журналиста Светланы Модель, герой ролика, словно сеятель, разбрасывал мусор на таких знакомых всем улицах Посада.

Люди приняли увиденное близко к сердцу, а некоторые даже слишком близко — встретив Данилу на улице, не смогли в своем сознании отделить его от человека в ролике и всячески пытались наставить парня на путь истинный. "Что же ты делаешь, такой-сякой, мы тебя по телевизору видели!" — говорили ничего не понимающему Даниле.

Прямо в сердце

СЕЮ ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕПуть к умам и сердцам всех, кто оказывается в районе железнодорожного вокзала, прокладывает видеоэкран, установленный как раз напротив выхода с перрона.

Стратегически верное расположение гигантского монитора заставляет оборачиваться и тех, кто проходит по своим делам мимо. А как же не обернуться — экран мощный, его отсветы в ночном небе видны даже из других районов города, а самое главное — совершенно невозможно спрятаться от звука, который сопровождает видеоряд.

Справедливости ради надо заметить, что звуковая политика сергиевопосадской компании "Видим", транслирующей рекламу и сообщения, со временем стала более адекватной. Да и к тому же экран используется не только как средство для зарабатывания денег. Директор компании Вадим Барсуков пояснил, что соотношение коммерческой и социальной рекламы в общем потоке — девять к одному.

По словам Вадима, закон обязывает компании оставлять определенное время для социальных роликов, и эта норма, как правило, даже перевыполняется. Здесь крутятся социальные акции молодежных организаций "Желание ЕСТЬ" и "САМИ", и не только их. Случается, в компанию звонят из муниципальных культурных центров. "Перед праздниками к нам обратились из ОДЦ "Октябрь" — принесли поздравительные ролики к 9 Мая. Эти ролики мы ставили даже чаще, чем предполагалось ранее, — вспоминает директор. — Конечно, мы не всегда можем требовать от людей профессионального исполнения. Но если ролик приурочен к важному празднику, мы предполагаем, что он будет сделан на высоком уровне".

Социальная реклама денег не приносит. Так зачем же это надо коммерческой организации? "Мы поддерживаем те проекты, которые приносят пользу — тот же КВН или экологические акции, которые сделают город чище", — отвечает бизнес.

Впрочем, и у бизнеса здесь есть собственный интерес, не противоречащий интересам города. Социальные ролики "разнообразят" обычные рекламные блоки, делают их более одушевленными и более легкими в восприятии.

Однажды компания провела эксперимент и попробовала убрать эти самые, казалось бы, необязательные сюжеты. Выяснилось, что после этого потребитель на обычные предложения рекламодателей начал реагировать слабее, чем прежде.

На вопрос, станет ли считаться социальной (следовательно, бесплатной) реклама партий или общественных движений, Вадим ответил, что трансляция таких посланий будет осуществляться только в дни предвыборной кампании и на коммерческой основе.

Социальная реклама не уходит в пустоту, убежден директор: "Если она заставит улыбнуться или задуматься, то она была показана не зря. И отклик от нее, конечно, есть, только посчитать его очень трудно".

Социальная — значит интересная

Смотреть социальную рекламу интереснее, чем традиционную. С одной стороны, зачастую она более изобретательна и не столь явно ударяет в лоб. С другой — не связанные лишними обязательствами перед рекламодателями создатели таких роликов готовы сказать больше и откровеннее. И, наконец, даже у самого простого человеческого чувства охват аудитории заведомо шире, чем у самой популярной марки автомобиля.

У небезызвестного молодежного движения "Наши", как известно, не бывает мелких акций. И даже порицание безответственных водителей у них организовано по высшему разряду, на федеральном уровне, с бюджетом и поддержкой прессы.

Вот так в один прекрасный день в центре Москвы на лобовых стеклах неправильно припаркованных машин появились огромные круглые наклейки "Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу".

Анонимность была недолгой. Движение вскоре сняло маски и заявило, что эта акция — лишь часть их федеральной кампании "Стопхамы". Что интересно, юристы по-разному отнеслись к такой выходке: лояльные заявили, что нарушения закона в этом нет, другие же расценили клейкие надписи на частной собственности как мелкое хулиганство, которое потянет на штраф в тысячу рублей или на 15 суток ареста.

Народное творчество

В это же самое время на другом конце идеологического фронта их ровесники подменяли рекламные плакаты солидных и уважаемых контор своими, сделанными на свои же деньги. Так на улицах Москвы появились напечатанные крупным печатным шрифтом "Кури. Бухай. Рожай Уродов", "Водитель, пропусти шикарную иномарку со спецсигналом" и другие актуальные лозунги.

В Петербурге с его бурями вокруг "Охта-центра" появились плакат "Гублю тебя, Петра творенье!", сопровождаемый ликом губернатора в центре города, и "С днем рождения, любимый город" с занесенным ковшом экскаватора.

СЕЮ ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕСЕЮ ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕСЕЮ ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ

Невозможно обойти вниманием и Интернет. Популярный ресурс demotivators.ru заполнен плакатами, которые создают сами пользователи. Большая часть из них — просто развлечение школьников, студентов и офисных работников. Однако среди них попадаются и те, что без всякой натяжки можно отнести к разряду социальной рекламы. Или антирекламы. "Люди, одумайтесь! Что вы с ней творите?" — спрашивает инопланетянин, держащий в руке нашу Землю. "Курение. Ты все еще считаешь, что оно безвредно?" — написано на другом плакате с яркой картинкой. Охват аудитории у таких сайтов огромный и вполне сопоставим с наружной рекламой в городах. А эффективность, возможно, даже выше.

Сделать что-то хорошее

Доля расходов на "официальную" социальную рекламу не превышает той части, что тратят на такие проделки из собственного кармана рекламщики-партизаны. По оценкам, бюджет серьезных социально-ориентированных роликов на российском рынке — лишь 1 процент от тех денег, что задействованы в "большом" рекламном бизнесе страны.

В качестве объяснения специалисты в первую очередь называют неприбыльность таких посланий, которые направлены всем и никому. Но у Сергея Смирнова из "Радонежья" есть хороший повод продолжить работу: "Социальная реклама подталкивает людей сделать что-то хорошее. Многие просто не решаются на это, потому что думают, что они одни такие. Но если люди увидят, что тех, кто думает так же, на самом деле много, — решиться на полезные и позитивные дела сразу проще".

Владимир КРЮЧЕВ 

Газета "Вперед"