НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

16 июня 2006 2098

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Митрофанов день. 17 июня

В этот день "смотрели ветер" - откуда дует. Так, ветер "с полудня" сулил хороший урожай, с северо-запада ("из гнилого угла") - ненастье, восточный же грозил повальными болезнями. В некоторых областях вечером Митрофанова дня пожилые женщины собирались "молить ветер" - выкрикивали на ветер особые заклинания, призывая его не нести "из неруси на Русь" непогоды и болезни, а "подуть теплом, пролить на рожь-матушку, на поля, на луга дожди теплые да ко времени".

Ярилин день. 18 июня

В последний день Всесвятской недели, предшествовавшей Петровскому посту, на Руси чествовался Ярило - бог весны, покровитель всякого рода страсти: и буйного пробуждения природы, и людской "ярой" любви, и тяги всякой живой твари к продолжению рода. Наши предки представляли Ярилу в образе прекрасного босоногого юноши. Едет он верхом на белом коне, держит в одной руке пучок колосьев или зеленых ветвей, в другой - "мертвую главу", череп. Колосья и череп символизировали ежегодное весеннее возрождение жизни и победу над зимой-смертью.

Ярилин день отмечался ярмарками, многолюдными гуляниями, хмельным питьем, игрищами и "озорными" песнями. "В ту ночь мало не весь град взмятется и возбесится. Стучат бубны и гудят струны, женам и девам плескание и плясание... мужам же и отрокам великое прельщение", - так описывал в XVI веке Ярилин праздник под Псковом игумен Пафнутий. Церковь эти гуляния порицала, но запретить не могла. "Все святые с одним богатырем Ярилой борются, а совладать не могут", - говорили в народе. Считалось также, что в Ярилины дни особой силой обладают разного рода любовные заговоры.

Во многих областях Руси гуляния заканчивались "похоронами Ярилы": специально изготовленное чучело, символизирующее "ярого бога", с плачем проносили по всей деревне, после чего закапывали, сжигали, топили или же разрывали на части и разбрасывали по полям. Делали же это в знак того, что прошло Ярилино время - пора буйного цветения, настал весеннему богу срок уходить.

Федор Стратилат, иначе именуемый Федор-Колодезник. 21 июня

С этого дня начинали копать колодцы. Началу работ предшествовало особое гадание. Вечером накануне Федорова дня мастера-колодезники на заранее выбранное место клали дном вверх сковороду, наговоренную особыми вещими словами. На рассвете же смотрели, "отпотела" ли сковорода - покрылась ли изнутри каплями воды. Коли мокра сковорода, значит, богата жила на этом месте, коли суха - не стоит и рыть, не будет воды в колодце.

Газета "Вперед"