ПОМОЖЕТ ЛИ ШКОЛАМ РАЙСОВЕТ?

05 октября 2009 2455

Как известно, после реформы местного самоуправления одними из главных забот районной власти стали здравоохранение и образование (значительная часть всех остальных полномочий отошла на уровень поселений). В преддверии Дня учителя принято говорить о школах и учителях, а также, в более широком смысле, о том, что ожидает их в ближайшем будущем. Увеличится или уменьшится финансирование образовательных учреждений из районного и областного бюджета? Много ли средств будет выделено на капитальный ремонт? Какие статьи, скорее всего, будут "урезаны", а какие останутся в неприкосновенности? Об этом — наша беседа с заместителем председателя районного Совета депутатов Михаилом Синельщиковым.

ПОМОЖЕТ ЛИ ШКОЛАМ РАЙСОВЕТ

— Какие средства планируется заложить в районном бюджете-2010 на нужды образования? Мировой кризис как-то повлиял на это?

— В бюджете 2009 года мы утвердили на нужды образования сумму около двух миллиардов рублей. Надеемся, что в проекте бюджета на будущий год расходы на образование будут не меньше.

Выделяемые средства приходят из разных источников. Есть, например, федеральный стандарт — основные деньги на зарплату учителям выделяет федерация. Есть региональные надбавки и стимулирующие выплаты, их выделяет область. А средства на содержание зданий и их капитальный ремонт — забота района.

Когда в 2005 году наш Совет начал работать, на капитальный ремонт школ в бюджете выделялось около 20 миллионов. В 2006-м — 40 миллионов, в 2007 — 60 миллионов. Все время был шаг 20 миллионов в плюс.

Но в 2009 году произошло резкое снижение: на капитальный ремонт было выделено всего 25 миллионов. И даже эту сумму оказалось непросто изыскать из-за кризиса.

— Это много или мало? Каковы минимальные и максимальные оценки потребностей образовательной сферы?

— По оценкам управления образования, для приведения районных школ и детских садов в надлежащий порядок нам необходимо около 600 миллионов рублей.

Мы много говорим о том, что сейчас XXI век, что школам необходимы новые технологии, компьютеризация, Интернет и прочее. Но если мы поставим компьютеры в классы, где осыпается штукатурка, ничего хорошего не будет. Стены некоторых школ построены почти сто лет назад. Школе №7 в Краснозаводске, например, более 70 лет. Это здание ни разу капитально не ремонтировалось. И этот случай совсем не единичный.

Напрашивается вопрос — как быть, как минимизировать разницу между необходимым и тем, что есть в реальности. Не секрет, что к каждому новому учебному году на помощь приходят родители и спонсоры.

Возьмем, например, пятую школу в Пересвете, это мой депутатский округ. Там есть специальный родительский совет, который определяет, что необходимо сделать и какую сумму нужно внести каждому родителю. Перечень работ согласуется с директором, а сколько это будет стоить и прочее — решается самостоятельно. Помощь родителей и спонсоров очень весома для каждого образовательного учреждения.

Когда мой ребенок учился в школе, нас однажды собрали на родительское собрание и посадили за те парты, за которыми учатся наши дети. Был холодный ноябрьский вечер. В классе стало прохладно, многие женщины даже не стали снимать верхнюю одежду. Учительница обратилась с просьбой: в этом классе занимаются ваши дети, и нужно сделать хотя бы какой-то ремонт, чтобы они не замерзли зимой. Родители отнеслись с пониманием, за осенние каникулы класс был отремонтирован.

— Что будет с финансированием в следующем году — лучше, хуже, останется без изменений?

— Примерно так же, как в этом году, в соответствии с изменениями на федеральном и областном уровнях.

Надо пояснить вот что. При формировании местного бюджета средств по нормативам явно не хватает. Для исполнения наших полномочий хотелось бы, чтобы те налоговые поступления, которые определены законом, были соизмеримы с нашими расходами и полномочиями, которые на нас возложены.

Например, сегодня в сфере малого и среднего бизнеса существует единый налог на вмененный доход, который на 90 процентов поступает к нам в бюджет и составляет 3-4 процента от него. Существует и система упрощенного налогообложения, при ней деньги полностью уходят в областной бюджет. Есть смысл оба этих налога отдать на уровень муниципалитета. А также часть налога на прибыль, потому что он полностью уходит в федерацию и область, у нас на местном уровне вообще ничего не остается. Совет работает над соответствующими законодательными инициативами.

— Вы думаете, государство на это пойдет?

— Нашему государству нужно решать задачи на федеральном уровне: содержать армию, науку, милицию, охранять границы и так далее. Это все стоит больших денег. На сегодняшний момент бюджет федерации — профицитный, то есть избыточный, доходов в нем больше, чем расходов. Областной бюджет до недавних пор тоже был таким. А в муниципальных образованиях сплошь и рядом бюджеты дефицитные. Это неправильно, такой дисбаланс надо ликвидировать.

— Вы — из учительской династии. Расскажите об этом.

— Наша учительская династия началась давно, в 1884 году. Мой прадед, Михаил Федорович Синельщиков, приехал из Серпуховского уезда в село Озерецкое, поселился у священнослужителя и с его благословения стал первым учителем, а потом и директором в местной школе. Мой дед, Иван Михайлович Синельщиков, в 20-е годы получил педагогическое образование и стал первым директором Краснозаводской школы №1 (сейчас №7). Отец был военным летчиком и преподавал летное мастерство курсантам. Я тоже окончил военное училище им. Верховного Совета по специальности "войсковая разведка", после учебы служил в Северной группе войск (Польша) и на Дальнем Востоке, под Хабаровском. После увольнения из армии в 1989 году приехал в Краснозаводск и поступил работать в Краснозаводскую школу №1 военруком. Работал до 1993 года, то есть до тех пор, когда в наших школах отменили НВП.

С 1993 по 2005 годы занимался предпринимательством, в 2005 году был избран депутатом районного Совета.

У моего деда учились многие жители Краснозаводска, его хорошо помнят. В частности, председатель совета старейшин, бывший первый секретарь горкома партии Валентин Николаевич Миронов учился у него и его супруга Тамара Александровна тоже. Вспоминая свои детские годы, Валентин Николаевич с теплотой отзывается о моем деде, который был первым директором школы.

Работа учителя для меня не чужая, я остро переживаю все, что происходит с нашим образованием, и по мере сил стараюсь помочь.

С праздником!

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"