МОЙ УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ

18 марта 2008 2969

МОЙ УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИУ каждого человека в жизни есть свои учителя: школьные, студенческие, производственные, любимые и нелюбимые, полезные, деловые и так себе. Каждый из них оставил какой-то маломальский след. И лишь немногие - неизгладимый, такой, как оставил в моей жизни Игорь Андреевич Соболев. Вот уже сорок пять лет он занимает одну из главных и самых больших комнат моего сердечного жилища. По нему я сверяю свои дела - а как бы поступил он?

Соболев - один из основателей уникального предприятия в нашем районе, Центральной станции радиационной безопасности (ЦСРБ) научно-производственного объединения "Радон" (НПО "Радон"), которым руководил бессменно более сорока лет. Под его руководством и при непосредственном участии созданы новейшие технологии по обезвреживанию радиоактивных отходов, не имеющие аналогов.

Известный в мире специалист. Им опубликованы не менее 200 научных работ, написаны четыре монографии, внедрены 35 изобретений. Научные труды и практическая деятельность И. А. Соболева получили признание далеко за пределами Родины. Он награжден золотой медалью "Человек 1998 года" Американского биографического института, является действительным членом Нью-Йоркской академии наук.

Так случилось, что моя трудовая биография началась у Соболева, на "атомном могильнике", как тогда называли в народе ЦСРБ. Мои сверстники да и пожилые люди с опаской смотрели на предприятие, старались обходить его стороной, даже зачастую боялись руку подать работавшему там.

Сейчас, по прошествии многих лет, вспоминаю неказистое двухэтажное здание из силикатного кирпича, где находился кабинет директора... За столом - красивый молодой человек С приятной сединой в голове. Разговор был коротким, но цельным. О том, что радиоактивные продукты сейчас широко применяются в мирных целях, например, при лечении злокачественных опухолей - их облучают радием и кобальтом. Задача, которая стоит перед нами, - обезвредить, закопать, утилизировать отработанные вещества, чтобы они не нанесли вред окружающим. Я запомнил фразу, которой он меня ободрил: "Работа наша не смертельна и бояться тут нечего, желаю успеха!"

Место, которое облюбовали ученые люди для захоронения отработанных радиоактивных продуктов, где и поныне располагается ЦСРБ, было когда-то хорошо известно охотникам до зверя и птицы да любителям грибов, орехов и ягод. Огромная поляна, окруженная девственным лесом с преобладанием берез и елей, куда кое-где внедрялись осины с кустящимся до непроходимости орешником. Многие люди остерегались тех лесов, больших и темных, в которых затерялась и малодоступная деревушка Лихинино. Я там однажды побывал с отцом на охоте. С подходной стороны ее стоял заросший диким терновником овраг, а солнечную, возвышенную сторону (почти на задворках) покрывал низкий кудрявый орешник.

Впервые попав в объятия той лесной деревушки, я был поражен ни с чем не сравнимой красотой, какую только мог сотворить, в моем воображении, лишь небесный Создатель. "И вот теперь здесь, - думалось мне, - атомный могильник, а я - могильщик радотходов; эка беда: чертей бояться - в лес не ходить!"

Долгое время мне пришлось действовать под непосредственным руководством самого директора, Игоря Андреевича. Отрабатывался новый процесс локализации жидких солевых радотходов, которые до того сбрасывались в огромные дорогостоящие емкости, спрятанные в земле.

Такая технология сама по себе проста, но она не годилась из-за постоянного увеличения объемов поступавших отходов и ограниченности объемов емкостей-хранилищ. Соболев предложил тогда метод выпаривания жидких отходов до сухих солевых остатков с последующим внедрением солей в разогретый битум, который при охлаждении сбрасывался непосредственно в грунт. Битум обволакивал радиоактивные соли, являлся хорошим водоотталкивающим материалом, предотвращал вымывание солей и попадание их в землю.

Работа по внедрению битумирования заняла несколько лет, при этом была испытана не одна, а несколько технических установок (все они разрабатывались на предприятии), множество технологических режимов отрабатывались "на прочность": производительность, экономичность, безопасность.

Я пришел на предприятие "сырым материалом", не обкатанным в деле химиком-технологом. Но, поработав некоторое время среди опытных инженеров и технологов, набираясь опыта у самого авторитетного специалиста, каким был Игорь Андреевич, вскоре стал активно разбираться в проблемах и подавать рационализаторские предложения, которые находили применение в испытаниях.

Добиваясь безусловных успехов, молодой директор постоянно собирал совещания инженерно-технического персонала, руководителей цехов и отделов. Крепким словом, безупречной логикой он умел сплотить коллектив на трудовые дела. Какая-то особая изысканная интеллигентность, доходящая до педантичности система постановки стоящих задач и их последовательное решение в намеченные сроки, векторное чувство таланта или невежества в людях, - все эти качества делали его заметным человеком, что притягивало к нему других, увлеченных идеями или просто страстями.

Предприятие развивалась быстрыми темпами, чему способствовали хорошие условия труда и техники безопасности, моральный климат, уровень инженерно-технических работников, неплохая зарплата всех категорий трудящихся, обеспеченность жильем. Во всех делах, больших и малых, И. А. Соболев опирался на общественные организации, всячески их поддерживал и поощрял и потому получал солидную отдачу. Так, с помощью комсомольской организации, помнится мне, был построен небольшой стадион с футбольным полем, на котором он на равных со всеми с удовольствием гонял мяч. Не ошибусь, если скажу, что Игорь Андреевич увлекался всем, что согревало душу, подпитывало его сильную энергетику. Возможно, свою интеллигентность и увлеченность он приобрел за кордоном, в Германии, где проработал четыре года геофизиком в акционерном обществе "Висмут".

Он человек разносторонний. Хорошо ориентируется в лучших проявлениях прошлого и современного искусства, знает зарубежных мастеров пера и кисти, любит классическую музыку, сам неплохо пел. Навсегда запомнилась мне в его исполнении песня из кинофильма "Тишина" "На безымянной высоте", которую он спел на одном из новогодних вечеров.

Не скрою, бывали случаи, когда мы спорили, и споры наши, доходившие до резких поворотов, а иногда и абсурда, помогли мне стать личностью. Он мог и поругать, как следует, поставить зарвавшегося на место, а мог и вознести - за малый, но полезный и честный труд.

Всегда, когда приходилось трудно и, казалось, не было выхода из сложившейся ситуации, я включал "запасной двигатель" (самообладание и уверенность), подаренный мне моим первым учителем жизни, и шел вперед.

Все, чтобы он ни делал, шло от души и главное - на пользу людям. Вот и поселок, названный "Новым", заложенный в начале 60-х годов прошлого века, благодаря трудам и заботам "отца родного" (то бишь И. А. Соболева) в наше время стал образцовым и скоро отметит свой полувековой юбилей. В нем есть все необходимое для нормальной жизни и отдыха человека: поликлиника, детский комбинат, дом культуры, спортивный зал, уличные детские городки и площадки, а главное - современное комфортное жилье.

Соболев посвятил всю жизнь процветанию России, ее экологической чистоте и безопасности. Игорь Андреевич - заслуженный технолог РСФСР, член-корреспондент Инженерной академии, академик Международной академии информатизации, лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии правительства России, доктор технических наук.

...И это все в одном человеке! В учителе моем. И не только... Он воспитал много учеников, которые верно продолжают дело всей его жизни. Горжусь тем, что работал с ним, видел его в деле, многому у него научился, многое применял в своей практике на ответственной и руководящей работе. И с благодарностью сегодня говорю: "Долгих и светлых тебе лет, мой дорогой наставник!"

Иван РЫБАКОВ, заслуженный деятель искусств России

Газета "Вперед"