НА УБЫТКАХ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

09 декабря 2008 3240

НА УБЫТКАХ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬРедакция получила письмо от жителей поселка Заречный, деревень Голыгино, Лешково, сел Воздвиженское и Радонеж. Сельские жители произвели свои арифметические подсчеты в автобусе, и вот что у них получилось.

"Когда-то до перестройки через наши населенные пункты проходил автобус №45 Софрино — Лешково. Потом межрайонный маршрут закрыли, у нас остался только автобус №33. Но и этот маршрут со временем сократился на три рейса, автобусы теперь ходят через 2,5 — 3 часа. Чтобы не терять время, пользуемся маршрутом 388 Сергиев Посад — Москва, ВВЦ. Однако поездки этими рейсами обходятся нам значительно дороже — 60 рублей от Сергиева Посада до Лешкова, Голыгина, Воздвиженского, Заречного и Радонежа.

Нам непонятно, в чем разница в оплате проезда на этих двух маршрутах. Расстояние ведь от райцентра до наших сел одно и то же — 17 километров. Пассажиры до Москвы платят 100 рублей, а если берут и обратный билет, то в оба конца выходит 160 рублей. Наш перегон составляет одну четвертую от маршрута до столицы, почему же тогда цена билета в автобусе №388 до Лешкова не укладывается в четверть цены московского рейса? На наш взгляд, оплата на этом маршруте должна быть пропорциональна расстоянию. Помогите внести ясность в этот вопрос. Чернова, Гусева, Безлепкина, Гаврилова и другие жители Заречного, Голыгина, Лешкова, Воздвиженского, Радонежа"

В районной администрации мы узнали, что ни один транспортный тариф автоколонна не устанавливает без утверждения в областных инстанциях. Это особенно касается маршрутов общего пользования, где тарифы на проезд подписывает губернатор Борис Громов. Но и на коммерческих рейсах, к которым относится маршрут 388, ценовая самодеятельность не допускается. И здесь тарифы на проезд утверждаются в областном минтрансе и строго контролируются.

Заместитель директора автоколонны Сергей Воробьев подтвердил, что в самые трудные для пассажирского транспорта годы региональной пассажирской отрасли пришлось пойти на вынужденное сокращение рейсов на большинстве маршрутов, чтобы выйти из губительных убытков. Были сокращены рейсы и на маршруте 33, причем это согласовали с Лозовским округом и районной администрацией. Всем тогда пришлось выбирать меньшее из двух зол: лучше сохранить меньшее количество рейсов на маршрутах, чем разбалансировать пассажирское обслуживание.

И сейчас, подчеркивают в автоколонне, равновесие в отрасли достаточно хрупкое. Увеличение рейсов может произойти только по прямому распоряжению областного министерства транспорта, и для этого должны быть очень веские основания и доводы. Так, например, распоряжением министра Петра Кацывы в районной пассажирской схеме был реанимирован 42-й маршрут Реммаш — Сергиев Посад. Районная администрация обследовала это направление, установила крайнюю перегруженность маршрута, ходатайствовала об увеличении рейсов на этом направлении, и областное правительство с доводами согласилось.

Как сообщили в автоколонне, маршруты 33, 21, 44, 27, 120 находятся в особом списке межмуниципального сообщения, поскольку территориально выходят за рамки района. За этими пассажирскими направлениями контроль Мострансавто еще более строгий. Эти заведомо убыточные рейсы оплачивает из своего бюджета правительство области. Каждые три месяца пассажирская автоколонна отчитывается за работу строго в рамках согласованных договоренностей. Жители могут доказывать необходимость дополнительных рейсов, но действовать надо через местное самоуправление, и аргументы для областного минтранса должны быть очень убедительными.

Что касается 388-го маршрута, то здесь логика другая. Это коммерческие рейсы, и здесь убытков быть не может. Именно из этих соображений выводится тарифная сетка, а не из расчета расстояния перевозок. Билет в этом экспрессе до Лешкова и Заречного, объясняют транспортники, не может быть дешевле 60 рублей, иначе все транспортные издержки впустую. А эти убытки никто из областного бюджета не погасит. Итог этой арифметики простой. Либо пользоваться редкими, но доступными по цене рейсами общего пользования, либо нести издержки в коммерческом автобусе, но зато с выигрышем времени. И это, согласитесь, все-таки выбор. А на сплошь убыточных пассажирских перевозках далеко не уедешь.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперёд"