От "Тарелок" до быличек

23 октября 2006 4826

ОТ «ТАРЕЛОК» ДО БЫЛИЧЕКСобиратель народных преданий, журналист, уфолог, экскурсовод и краевед — все это сочетается в одном человеке. Алексей Липкин не первый год ведет хронологию загадок и парадоксов. И если кому задавать в Сергиевом Посаде вопрос “Есть ли жизнь на Марсе?”, то лучше сразу ему. Кстати, о космосе: недавно Алексей как экскурсовод работал с Анюшей Ансари — первой космической туристкой, американкой иранского происхождения. Анюша и ее коллега-космонавт Михаил Тюрин любовались красотами Александровского кремля. Алексей вообще частый свидетель тому, как космическое становится земным, а загадочное — простым и понятным.

Визитная карточка

Алексей Липкин родился в 1971 году в тогдашнем Загорске. Выпускник Академии туризма. Называет себя краеведом и руководителем проекта “Сказы древней земли”. Это не только одноименная книга, но и сотни поездок, десятки публикаций и море энтузиазма. В рамках проекта в Сергиевом Посаде проводились самые разные мероприятия — от художественных выставок в музеях до чествования пернатых на “Дне птиц”. Как журналист знаком читателям местной прессы. Его “Сказы” публиковались на страницах альманаха “Русская традиция”. Он — единственный человек, который обобщил разрозненные многолетние наблюдения НЛО в районе. Коллекционирует деревенские легенды и верования.

— Тебя знают как собирателя местных преданий, быличек, неопознанных явлений. А что, есть что собирать?

— Есть. В каждой деревне ходят свои интересные легенды, предания, былички*.

— А это не “новодел”?

— “Новодел” часто базируется в том числе и на исторических фактах. Вот, например, местная легенда о призраках князей Хованских, которые бродят под Воздвиженским, что в десяти километрах от Посада. Это — производная от реальных исторических событий. Как известно, под селом Воздвиженское казнили руководителей Стрелецкого бунта — князя Хованского с сыном. Им прилюдно отрубили головы, но погребать тела не велели, а по легенде затоптали их в окрестных болотах — страшная смерть. Вот в тех краях и ходила легенда, что темными безлунными ночами появляются призраки Хованских, выходят на дорогу и просят случайного путника засвидетельствовать в церкви их невинную кончину, а на прощание снимают голову со своих плеч. Не хуже лондонских призраков!

— Как ты обо всем этом узнавал? Стучался в дома?

— О Хованских и раньше были публикации. Но очень часто мне приходилось отправляться в дорогу и самому все узнавать от простых людей. Встречают в деревне вполне нормально, хотя и удивляются, что этим кто-то еще интересуется.

О тайном

— Какие истории больше всего удивляли в поездках?

— Истории о провалившихся церквях. Я знаю по крайней мере три места в районе, где есть такие предания. С одной стороны, жуть, с другой — эта легенда может иметь реальные объяснения. Например, церковь стояла в селении, потом оно сгорело и церковь тоже, люди переехали, а память о церкви осталась. Где церковь? Нет церкви. Такие же легенды есть в Никульском: церковь ушла под землю вместе с людьми, иногда оттуда раздаются стоны и так далее. Это место еще интересно и тем, что в этих краях есть легенда о проклятом болоте и святом озере.

— Что за легенда?

— У местной барыни в болоте утонул сын, она прокляла это болото, а ночью люди слышали, как шумела вода. Утром вышли и увидели, как болото почти высохло. А перед домами возникло очень большое озеро. Мы туда ездили, и местные люди подтверждают это предание. Скорее всего, причина— геологическая аномалия.

— А как же легенды?

— Я давно для себя усвоил, что главная легенда у человека в голове. Весь вопрос — трактовка того или иного события. Это чистая психология.

— Но это снижает пафос!

— Нет. Человек — вот самая большая загадка. Например, мне рассказывали о приземлении шарообразного НЛО около леса. А потом смотришь по датам — в эти же дни у нас проводился фестиваль аэростатов!

— Ты сам-то видел что-нибудь внеземное?

— Не знаю, внеземное оно или нет, но видел объекты, которые я не смог опознать. Не смог отождествить их с чем-либо мне известным: самолетами, спутниками, яркими планетами, метеозондами. Но были случаи действительно уникальные и наблюдались не одним человеком, отмечались радарами. Вот, на границе Сергиево-Посадского и Александровского районов в начале девяностых военные наблюдали объекты, которые летали с большой скоростью, резко меняли направление движения, зависали над расположением воинских частей, излучали потоки света.

— Это часом не секретные данные?

— Нет, этот случай хорошо известен и описан в уфологических изданиях. Я лично нашел людей, которые видели это явление и сообщали о нем вышестоящим инстанциям. Нашел человека, который вместе с ротой солдат наблюдал это в самой части. Поскольку объект перемещался, его засекали на радарах в Переславле-Залесском. Есть показания пилотов самолетов.

— Можешь ли назвать места в районе, где непонятные явления встречались чаще всего?

— На Глинковском поле, на Ферме. В Сергиевом Посаде — район Углича. Но это может объясняться тем, что участки, которые я назвал, расположены на возвышенности, откуда хороший обзор. Кстати, самая высокая точка северо-востока Подмосковья находится тоже у нас — под деревней Мехово, что недалеко от Реммаша. Ее высота 284 метра.

— Ты давно собираешь сообщения о НЛО. Меньше ли их стало сейчас в сравнении, скажем, с началом девяностых?

— Бум закончился, и слава богу. Действительно, тогда было очень много… сумасшедших или просто таких людей, которые не могут опо-знать Венеру на небе. Что только не принимают за НЛО — от облаков до огней на башне подъемного крана.

— Часто бываешь в экспедициях?

— Иногда — раз в неделю. Иногда может пройти год, и ни одной поездки не будет.

— Как определяешь маршрут?

— Как правило, есть точки, где хотелось бы побывать — например, неизученные “белые” пятна в районе. Чаще всего люди сами мне рассказывают, потому что знают, что я этим занимаюсь. За своих информаторов ручаюсь, что это психически адекватные люди, и они не придумали свои сообщения.

— Что берешь с собой — компасы, GPS-навигатор?

— Прежде всего, блокнот. Иногда — диктофон. Фотоаппарат. Компас. Хорошего друга с автомобилем желательно — на наших автобусах далеко не уедешь, да и в такие края они не ходят.

— Встречались ли тебе в деревнях настоящие знахарки?

— Встречались, и они действительно могут помочь. Есть множество психосоматических заболеваний. Как раньше шутили, самый опасный журнал для вашего здоровья — журнал “Здоровье”. Люди читают, ищут у себя симптомы заболевания, внушают их себе и приобретают. Так вот эти бабушки — лучше любого психотерапевта.

— Как ты пришел в эту среду?

— Начиналось все со школьных лет, когда я был безумно влюблен в астрономию. Меня увлекало наблюдение за метеорными потоками, созвездиями. Интересовала проблема жизни во Вселенной. А потом начали появляться сообщения о НЛО, и показалось — мы их ищем, а вот они, сами пришли!

О земном

— Давай поговорим о вещах более приземленных. По поводу местного туризма сломано столько копий. Что предлагаешь ты?

— Ох... Все знают Лавру. Но как ее воспринимает человек другой веры или атеист? Удивительный архитектурный ансамбль, экзотика плюс исторический момент — посмотрели полчаса и ушли. А далее туристы едут по Золотому кольцу.

— Какие скрытые жемчужины есть у района?

— Радонеж однозначно! Это не только память о Сергии и ландшафт, но и древнее городище. Археологи вели там раскопки, и большинство находок сейчас — в “Конном дворе”. Почему бы не сделать Музей Радонежья? Это вся наша история, с финно-угорских племен. До ХIV века там было языческое капище — одно из наиболее долго просуществовавших капищ северо-востока Подмосковья. Далее — уникальный Богородский промысел. Водопад Гремячий и куст прилегающих деревень, например, Гагино, где венчался Шаляпин. Вполне можно занести в этот список Константиново — село, прежде считавшееся райцентром. Там даже был автовокзал и собственная газета. Очень интересны районные окрестности — например, северная, наша часть заповедника “Журавлиная родина”. Рядом протекает Дубна — можно и журавлей посмотреть, и сделать байдарочные маршруты.

— А как у соседей?

— Возьмем хотя бы Переславль-Залесский. Там тоже — монастыри и храмы. Но, помимо музея ботика Петра I, исторического музея, там есть Музей паровозов — первый в стране. Во-вторых — Музей масок. В-третьих — Музей чайника. В-четвертых — Дом царя Берендея, где проходит фольклорное представление. А кто такие берендеи, мало кто знает. Продолжим — Музей утюга, Музей ямщика. Если Мышкин, то это — Музей мыши, Музей валенка. Суздаль — Музей огурца, Фестиваль Сказки. В основе этого — прекрасные интерактивные программы. А у нас разве своих достопримечательностей мало?

— Но, согласись, и наши музеи сложа руки не сидят.

— Да, “Конный двор” работает замечательно. Но нельзя все сбрасывать только на него. Кстати, и у Музея игрушки неплохая инициатива — Кукольный театр. Но что есть кроме этих музеев?

— В Европе культ коротких пеших маршрутов: публикуются карты, указывается сложность пути, подробно описывается, что интересного по пути встретится, где можно перекусить, отдохнуть, откуда открывается отличный вид, где водятся редкие птицы. Почему эта идея никак не приживется у нас?

— Там больше людей, которые могут себе позволить такой отдых. Здесь у кого мало денег, работают как лошади. А кто богат, тот пешком не пойдет, а поедет на “мерсе”. А кто этим будет заниматься? Турфирма? Но она зарабатывает на путевках в Турцию. Нужна реклама, которой не хватает. Туристы и даже специалисты по туризму порой вообще не знают, что здесь существует что-то, кроме Лавры.

— Недавно ты проводил экскурсию для первой космической туристки Анюши Ансари и российского космонавта Михаила Тюрина, который сейчас, кстати, находится на борту орбитальной станции. Как впечатления?

— Очень простые в общении и одновременно культурные и интересные люди. Я ожидал, что будет такой официоз, а все получилось проще и лучше. Я знакомил их с Александровским кремлем, по дороге рассказывал историю Александровой слободы, а переводчиком был Михаил Тюрин.

— Неужели людей, побывавших в космосе, можно чем-то удивить?

— Они с таким интересом слушали историю холопа Никитки, который на самодельных крыльях летал с колокольни в Александрове. А Анюша Ансари с восторгом примеряла древнерусские костюмы и пробовала квас!

Цитата

“В деревне Полубарское, раскинувшейся немного в стороне от дороги на Калязин, нам удалось услышать от местного жителя еще одну, очередную, историю о проказах нечистого... Рассказывают, шел в деревню Полубарское мужик. Смотрит, кто-то едет на телеге. Попросился мужик подъехать. Сел. Долго ехал, а деревня все справа и впереди. Стоило только мужику выругаться матом, как исчез возница с повозкой, а сам мужик оказался на другой стороне деревни у леса. Видно, обвез его вокруг деревни нечистый”.

* Быличка — история о встрече с нечистой силой или персонажем из невидимого мира. В отличие от легенды быличка не связана с традицией и могла случиться с рассказчиком или его знакомыми.

Владимир КРЮЧЕВ

Газета "ВПЕРЕД"