Дальнее и ближнее Закубежье

09 июня 2012 5942

Александру Козлову 26 лет, но он находит общий язык и с теми, кому за 60, и с теми, кто младше, тоже. И всё потому, что такая у него работа. Он — директор деревенского Дома культуры, единственного в округе.

Деревня называется Закубежье, и можно поручиться, что большинству сергиевопосадцев это название знакомо только по табличке проходящего мимо рейсового автобуса, который следует в этот отдалённый уголок на севере района.

Мы решили побывать там и узнать, что можно придумать в столь скромных условиях, чтобы сделать жизнь деревни интересной.

Дальнее и ближнее Закубежье

"Что я тут делаю?"

Если перечислять, кем он тут работает, список получится длинный. Но попробуем: директор, культорганизатор, музыкант, актёр, плотник, охранник и даже... наркополицейский. Да, и с наркотиками тоже боролся, когда дачники привезли "травку" и попробовали угостить местных.

Но чтобы в полной мере оценить масштаб его работы, надо перенестись на несколько лет назад. К тому моменту Саша окончил вуз, жил в Москве и имел вроде бы неплохую работу в министерстве имущественных отношений.

Для парня из деревни, где в местной школе можно доучиться только до четвёртого класса, а потом придётся переводиться в ближайшую, что в 12 километрах от дома, вообще замечательно.

Дальнее и ближнее Закубежье

Но Александр до сих пор помнит момент, когда всё в его сознании внезапно перевернулось. Однажды он остановился посредине вестибюля метро, и в голове отчётливо пронеслась мысль: "Что я тут делаю?" И всё у него вроде бы складывалось удачно: начал работать уже на первом курсе, после госслужбы попробовал себя в других крупных компаниях, но...

"Ты приезжаешь в Москву с огромными амбициями. И только потом понимаешь, что эти амбиции можно реализовать и у себя дома. Там, где ты родился", — говорит Александр Козлов, который на себе проверил действие этого рецепта.

Да, он потерял в зарплате, но приобрёл другое — вернулся туда, где ему нравится. В небольших городах, поселениях есть своё очарование. И если твоя душа лежит к такой жизни, не надо пытаться обмануть самого себя.

В столице он с первого взгляда научился отличать деревенских жителей от приехавших из маленьких городов, а их, в свою очередь, уже от москвичей. Как? По походке, по манере одеваться. Теперь эти навыки уже ни к чему.

Это — ваше

Тем временем в его родном Закубежье появилась вакансия директора клуба. Местные жители увидели в нём кандидата и более того — начали собирать подписи в поддержку.

Трудно сказать, мог ли он представить, с чем придётся столкнуться, согласившись на такое предложение. Наверное, да. Возможно, даже в мелочах. Вот мы выходим на крыльцо, и Александр показывает сломанные перила. Кто сломал, когда успел — неизвестно. С этим трудно бороться, говорит он, пока люди не чувствуют, что это — их.

Дальнее и ближнее Закубежье

Дальнее и ближнее Закубежье

Столкнувшись несколько раз с такими людьми, он понял, что надо поддерживать себя в хорошей спортивной форме. И не для того, чтобы кого-то наказать, проучить, а чтобы люди понимали, что есть сила, которая защитит это самое общее имущество.

Или вот стоит рядом с клубом памятник солдатам Великой Отечественной. Когда-то Саша начал восстанавливать его самостоятельно, потом вместе с братом, который приехал на учёбу из Вологодской области. Со временем к ним присоединилась местная молодежь: купили баллончики с краской и полностью восстановили серебристый цвет памятника, посадили цветы.

В деревне, в отличии от города, нет доступного Интернета. Приходится тратиться на довольно дорогой доступ через gprs-модем. Зачем?

Многие бывшие закубежцы, как и он сам когда-то, живут в Москве, но с радостью готовы поучаствовали в жизни родной деревни. Вот тут на помощь и приходит Интернет: связь держат через социальные сети, в которых образовались сообщества закубежцев.

Популярными среди местных и уехавших оказались фотоконкурсы, которые тоже придумывает наш собеседник. Недостатка в темах нет. Например, "Мой огород" с несколькими номинациями: "Кто живёт в моем огороде", "Что растёт в моем огороде" и так далее.

"Хочется, чтобы люди не просто перекапывали грядки, а сделали что-то красивое у себя дома", — говорит Александр, который свой собственный огород превратил почти что в парк.

Предыдущим был конкурс "Мои друзья с детства", куда люди присылали не только свежие фотографии, но и кадры, сделанные лет двадцать назад. Фотографов награждали на Дне деревни — местном закубежском празднике.

И совсем трудно поверить, что в Закубежье есть свой театральный коллектив "Премьера". Он появился задолго до нынешнего директора, и традиционно его двигателем были местные сёстры Буриковы. Сёстры впоследствии вышли замуж, одна из них уехала их деревни, но и по сей день она приезжает из Скоропусковского и участвует в жизни студии.

И ещё одна причина, по которой деревня устраивает себе развлечения сама: приглашать людей со стороны стоит больших денег. Даже оплата услуг компании, которая устанавливает батуты и прочие надувные конструкции, — в большинстве случаев это непозволительная роскошь.

В углу клуба стоит старенькая гармонь. Кто это у вас играет? "Да это я учусь..." — скромничает Саша. У кого же? Оказывается, самостоятельно. Точно так же научился играть на гитаре теперь пробует петь.

Всё это пригодится на праздниках, которые устраивает ДК. Причем всё чаще не только в своём Закубежье.

А ещё в планах Александра — организовать пешие туристические маршруты. Эти края, где сходятся географические границы, интересны не только своей природой и необычной изюминкой: за один день на велосипеде можно побывать в нескольких разных районах и даже областях.

Похоже, изоляция, в которой однажды оказалась деревня, понемногу уходит в прошлое.

Владимир Крючев

Газета "Вперед"