Матушке Варваре 70 лет

03 марта 2017 5378

4 марта 2017 года исполняется 70 лет настоятельнице Свято-Введенского Толгского женского монастыря игуменье Варваре.  30 лет назад  под ее игуменским руководством в Ярославле начала восстанавливаться женская монашеская обитель. Авторы публикации, которую мы  предлагаем вашему вниманию, ярославские журналисты Марина Шиманская (текст) и Сергей Метелица (фото),  все прошедшие годы знали матушку, дружили с ней, наблюдали, как меняется монастырь, и как меняется сама игуменья Варвара.

«Без малого тридцать лет назад сорокалетняя инокиня Варвара вышла из автобуса у едва заметной дорожной развилки и по узкой тропинке направилась к Толгскому монастырю. Шла налегке: у монахини из нажитого имущества - крест, да мантия. Что-то ждет ее на месте назначения? Какой он, Толгский монастырь?

Увиденное превзошло все ожидания. Монастырь оказался пустырем с полуразрушенными зданиями, свалками, разбросанной повсюду тюремной колючей проволокой. Здесь и предстоит ей устраивать первую в постсоветской России женскую обитель. Какими силами и средствами? Бог знает… Но для нее эта фраза - не образная, а вполне конкретная. Именно Бог и знает! Поэтому в тот первый день, оказавшись на развалинах обители, была уверена: Господь, призвав на такие труды, не оставит без Своей помощи.

В Толгу, к настоятельскому кресту Бог вел Сашу (так в миру звали матушку) с детства - через родных и близких. Лишь научилась ходить - отец стал брать ее в храм на службу; подросла - обрела такого духовного наставника, о котором и мечтать не могла - схиархимандрита Никифора (Ахромеева), ученика преподобного Лаврентия Черниговского. К батюшке Никифору они с сестрой каждый выходной буквально «летели» по рельсам. Ножками - шаг, устами - «Господи, помилуй». И так все 12 километров до его дома. За четыре года «прогулок» по путям обе ясно осознали: эти пути ведут их в монашество.

Известно, что призванные Богом даже в детстве не мечтают о мирских профессиях, они с рождения - иноки. Это понимают не только они сами, но и те, кто оказывается рядом. Не случайно в школе Сашу с первого класса за глаза называли монашкой.

Предвидел будущее сестер и старец Никифор. Его помощница рассказывала, как однажды, перед их нежданным приходом, он вдруг громко ее попросил: «Открой-ка двери, игумении идут». Открыла, а на пороге - девочки. Вот так игумении! Ошибся батюшка, старенький стал. Но предсказание в точности исполнилось - сестры стали игумениями.

А тогда они хорошо понимали, что только по молитвам старца и удалось им принять постриг - в то время легче было попасть в отряд космонавтов, чем в монахини. Наконец, после многих мытарств долгожданные врата жизни с четочками открылись перед матушкой в Покровском монастыре Киева.

Но так сложилось, что законы иночества ей довелось постигать не только там, но и в лучшем месте на земле - Иерусалиме. Уединенная молитвенная жизнь в Горненском монастыре стала для нее настоящим счастьем. Когда же через семь лет ей все-таки пришлось возвращаться в Киев, без слез не обошлось. Она тосковала по Иерусалиму и молилась о том, чтобы вернуться на Святую землю. Плакала, пока не увидела сон, в котором преподобный Сергий Радонежский сказал ей: «Там Иерусалим и тут Иерусалим». Не очень поняла, что это значит, но смирилась. А когда оказалась в Толге, в памяти сразу всплыли эти слова святого. Может быть, это и есть обещанный ей Иерусалим?

От одного взгляда на бывшую обитель из глаз катились слезы, в которых соединялись и боль за поруганную землю, и счастье - теперь все здесь будет иначе. А благодать несмотря на разорение чувствовалась такая, что не сомневалась - это ее Иерусалим.

Поначалу желающих восстанавливать обитель было немного - 15 монахинь. Зато потом - едва ли не весь Ярославль. И все получилось: заново рожденный древний Толгский монастырь вернул себе звание одного из красивейших монастырей России. Теперь, глядя на его белокаменные храмы, позолоченные иконостасы, великолепные росписи, ловишь себя на мысли - на наших глазах свершилось чудо. Но это только для нас - чудо, а для матушки Варвары с сестрами - подвиг. Тридцать лет непрестанного тяжелого труда и молитв она положила на алтарь служения Богу и Отечеству. Здесь открылись все ее дарования и способности: молитвенность - сестры знают, как быстро приходит помощь по молитве матушки; деловитость - даже иностранные благодетели-строители называли ее «самым страшным директором», отдавая дань ее умению обнаруживать малейшие недочеты в работе и добиваться их исправления; мудрость и дипломатичность - игумения вернула в монастырь из музея его Хозяйку - Толгскую икону Божией Матери, и при этом осталась в теплых отношениях с его сотрудниками; строгость, доброта и заботливость - даже порицая монахинь за проступки, не гневается: « Ну, что же вы, сестрочки». Много хорошего унаследовали от нее все 16 монахинь, которые стали настоятельницами монастырей в разных уголках России, добавив к матушкиным званиям еще одно - игумения игумений.

Восстанавливая Толгский монастырь, матушка Варвара, нисколько того не желая, навсегда вошла в историю Ярославля. Ее имя стало символом эпохи возрождения православной веры, древних монастырей и храмов. Без преувеличения можно сказать - в городе ее знает и почитает каждый. Меняются губернаторы, мэры, архиепископы, а она остается и в безупречном порядке держит обитель. Первая. Настоящая. Незаменимая.

И хотя для монахини желанны лишь небесные награды, хочется, чтобы в день своего семидесятилетия матушка Варвара приняла от нас и земную награду - нашу любовь и благодарность. Выше и справедливее награды, наверное, и не может быть. Склоняем головы перед Вами, матушка Варвара, за возвращенную Ярославлю Святую Толгу - наш общий Иерусалим».

Марина Шиманская

Сергей Метелица

Источник: Ярньюс.Нет – Ярославль

Фотогалерея