ТУРНИКЕТЫ - ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ

08 апреля 2008 5007

ТУРНИКЕТЫ - ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТСергиевопосадских любителей бесплатных путешествий в электричках ждет неприятный сюрприз. Не позднее чем в будущем году на перроне нашей станции появятся павильоны с турникетами.

В столице железнодорожных "зайцев" уже обложили на восьми головных вокзалах и 46 остановочных пунктах. Теперь за отлов безбилетников путейцы взялись на дальних подступах к Москве. На 22 подмосковных станциях "дикий" пассажиропоток взяли в электронные клещи в прошлом году, еще два десятка станций планируют оборудовать платформы турникетами в этом сезоне. Первоочередники в списке модернизации контрольно-пропускной системы - станции Долгопрудный, Дмитров, Истра, Фрязево, Павловский Посад, Орехово-Зуево и другие. В Пушкине устройство турникетной системы уже началось.

На Ярославском направлении пассажиров собираются как следует пересчитать с помощью АСОКУПЭ (автоматизированная система оплаты, контроля и учета проезда в электропоездах) на станциях Северянин, Щелково, Ивантеевка-2, Александров-1, Фрязино, Монино. Есть в этих планах и станция Сергиев Посад. По версии пресс-службы Московской железной дороги, электронные врата станции должны установить уже в этом году. Однако внешне ничто пока не предвещает столь крутых перемен на городском железнодорожном вокзале. Мы поинтересовались ближайшими планами у руководства станции. Там считают, что модернизация начнется, вероятнее всего, в следующем году.

Железнодорожники делают такой прогноз по опыту внедрения турникетной системы на других малых станциях. Этому предшествует подготовка проекта и сметы, к чему на станции еще не приступали. Неизвестно, где именно установят турникеты и сколько их будет. На одних подмосковных вокзалах размещают два электронных стража, на других - десяток. Но то, что турникет скоро появится, сомневаться не приходится. Ставка в этой партии - миллиарды рублей, которые МЖД ежегодно теряет на перевозках безбилетников.

Статистика показывает, что пригородные перевозки сегодня абсолютно убыточны, при том что составы ходят, заполненные до предела. Ни рейды контролеров по составам, ни сезонные патрули на перроне, ни публичная раздача морковки "зайцам" под телекамерами ситуацию переломить не могут, признают путейцы. Последний аргумент в поединке с безбилетниками - это железные "объятия" турникета.

Уже пять лет с железнодорожниками ругаются и судятся за эту жесткую меру. Особенно возмущает цивилизованных пассажиров необходимость отмечаться еще и на выходе с перрона. Но у железнодорожников на это есть доводы, с которыми не поспоришь. Статистика показывает, что на подмосковных станциях внедрение электронного контроля сразу дает удвоение продажи билетов. А на вокзалах под Петербургом с установкой турникетов число пассажиров с билетами возросло почти в четыре раза. И железнодорожники впервые получили возможность пересчитать свой пассажиропоток.

Вот поэтому МЖД внедряет турникетную систему, несмотря на высокую цену модернизации вокзалов и повышенную сложность строительства на железной дороге. Как нам сказали, оборудование одной станции обходится почти в десять миллионов рублей. Обычно такая стройка сопровождается реконструкцией перронов и подходов к путям, сооружением специальных павильонов и билетных касс на выход. А где-то в смету включают ремонт вокзала и усовершенствование путей. И все это сооружается в особом режиме "окон" в плотном железнодорожном расписании.

Но цель - прибыльность пригородных перевозок - многократно оправдывает эти расходы. В МЖД не раз заявляли, что будут отстаивать турникетную систему до последнего. От сборов за выход с перрона планируют отказаться, но от турникетов - ни за что. А самым напористым оппонентам путейцы рекомендуют прокатиться в электричке во Франции. За время поездки пассажиры там, по крайней мере, трижды предъявляют билет для проверки, и никто по этому поводу не нервничает. И в столичное метро вход через турникеты.

Говорят, новые турникеты значительно отличаются от "пионеров", установленных в свое время на столичных вокзалах. Они быстрее и лучше считают: мимо такого ока "паровозиком" всей компанией уже не пробежишь. Эти ворота не перепрыгнешь и под ними не проползешь. Самым надежным останется один способ попасть в электричку - пройти в кассу и купить билет.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"