Я – ремесленник

02 декабря 2005 2731

Трудовым резервам 65 лет

В 1940 году был создан Наркомат трудовых резервов СССР, призванный готовить кадры рабочего класса для растущей промышленности страны. По всей стране была создана сеть ремесленных училищ (РУ) и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Нового всегда побаивались, а здесь: жизнь в общежитии, полувоенная дисциплина, обучение на рабочего. В общем, дети и родители забеспокоились.

Но эти эмоции волновали недолго. На фоне бедствия, вскоре обрушившегося на страну, причина тех опасений не только забылась, но и стала фактором выживания.

Все обучение в ремесленных училищах и ФЗО проходило непосредственно у станков и верстаков. Работали не как все рабочие по 12 часов, а по восемь, но зарплату за работу не получали. Собственно говоря, зарплата в войну имела чисто символическое значение, главным был уровень снабжения, а он, в буквальном смысле слова, спас жизни десяткам миллионов пацанов и девчонок. Каждый ремесленник и фэзэошник получал рабочую хлебную карточку - 800 граммов, трехразовую баланду, обмундирование и надежный кров.

О труде ремесленников во время войны написано много - общепризнанно, что он явился весомой составляющей в общем деле Победы. Люди, прошедшие эту школу, стали основой, на которую была взвалена работа по восстановлению разрушенного войной хозяйства. Это были грамотные и квалифицированные кадры.

По окончании ремесленного училища в 1949 году я получил IV разряд электромонтера и был направлен на учебу в техникум Трудовых резервов, по окончании которого должен был стать преподавателем в родном ремесленном училище. Но судьба, а вернее распределительная комиссия решила по-другому: направила работать на неведомый мне Загорский электромеханический завод.

На работе я столкнулся с совершенно незнакомой мне вычислительной техникой. Но полученные в техникуме знания и навыки работы в ремесленном училище оказались прекрасной школой, позволившей в кратчайшие сроки освоить премудрости нового дела.

Поступив на завод, я еще много учился, но главным своим образованием считаю ремесленное училище и техникум.

На Скобянке трудился большой отряд выпускников 22-го ремесленного училища. Это были высококлассные станочники, слесари, электромонтажники. Можно без преувеличения сказать, что все достижения Скобянки были бы немыслимы без их золотых рук.

И. МАРОН

Газета "Вперед" №135  (03.12.2005)