ШКОЛА ВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЙ

13 октября 2005 2102

ШКОЛА ВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЙ

Московская Духовная Академия отмечает свое 320-летие.

Совсем недавно в Сергиевом Посаде отмечали 190-летие пребывания Московской Духовной Академии в стенах Лавры. И вот новая дата - 320-летие МДА. Торжества по этому случаю намечены на субботу.

Основанная под именем Славяно-греко-латинской академии, МДА считается первой высшей школой России. Деятельность выпускников неизменно переплеталась с судьбами России. Священники из числа ее воспитанников служат по всей стране. Среди самых известных выпускников - ученый-энциклопедист Ломоносов, математик Магницкий. Узнать о жизни духовных школ в современном мире мы попытались у ректора МДА, архиепископа Верейского Евгения.

- Скажите, какие настроения в Академии накануне такой необычной даты?

- Конечно, эта дата немалая сама по себе. 320 лет назад не было понятий - церковное образование или светское. Высшая школа объединяла все. Самым знаменитым, пожалуй, выпускником ее был сам Ломоносов - впоследствии основатель Московского государственного университета. В прошлом году отмечалось 250-летие МГУ. Эта дата была достойно отмечена. Но как-то в тени оказалась дата основания первой высшей школы в России - Славяно-греко-латинской академии.

С 1814 года Академия находится здесь, в Троице-Сергиевой лавре. Хотя решение о переводе было принято уже в конце 1700-х годов. Конечно, это новый период в истории Академии и, можно сказать, новейший - особенно после революции. Хотя, как можно говорить о периоде бытия, когда Академия была закрыта? И только во время Второй мировой войны Сталин разрешил открыть несколько семинарий. В том числе были открыты Московские духовные школы. С того времени начинается период потепления отношения государства к Церкви: открываются семинарии, храмы, монастыри. Но затем, при Хрущеве, на грани закрытия оказались все духовные школы. Их осталось только три - Московская, Санкт-Петербургская и Одесская семинарии и, естественно, Академия здесь. С началом гласности и обновления государство опять стало выстраивать отношения с Церковью.

ШКОЛА ВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЙЕстественно, духовная школа не могла не реагировать на те изменения, которые произошли в нашем обществе. Поэтому и мы стали реформировать систему духовного образования. Если по старой программе обучение занимало четыре года в семинарии и четыре - в академии, то в настоящее время мы перешли на пять лет в семинарии и три в академии с введением специализации в академическом курсе. Все изменения направлены на повышение уровня образования. Тем более, что такая возможность появилась: государство не вмешивается в наши внутренние дела.

Сейчас мы переживаем совершенно другой период. Я бы охарактеризовал его как время более тесного сотрудничества светской и духовной систем образования: к нам пришли педагоги из светской системы. Естественно, это люди верующие, православные, специалисты в своих областях - особенно историки, филологи, философы. В то же время и мы почувствовали определенный момент интереса к нашей системе - то есть к жизни Церкви - со стороны светских вузов. Об этом говорит факт участия наших профессоров в многочисленных конференциях, симпозиумах, форумах.

Но при этом есть еще одна проблема, которая пока не решена: до сих пор в России не признают нашу систему образования, всячески подчеркивая, что мы отделены от государства. Получается некая парадоксальная ситуация: выпускника нашей Академии могут взять в Оксфорд для продолжения образования, а наше государство утверждает, что мы не имеем юридически закрепленного высшего образования. Я полагаю, что здесь есть определенная инерция мышления еще того атеистического периода.

- Как ваши студенты узнают о том, что есть Академия и семинария? Как они приходят к вам?

- Если студенты живут церковной жизнью - а мы принимаем только таких, - то о семинарии и Академии знают все. Принцип поступления у нас имеет свои особенности.

Мы живем в государстве, поэтому все юридические, административные, канцелярские нормы соблюдаются. Но, помимо всех необходимых документов, поступающие непременно должны представить рекомендацию от священника, заверенную правящим архиереем. А для того, чтобы ее получить, человек должен зарекомендовать себя в условиях приходской жизни, в миссионерской деятельности. То есть мы принимаем не для катехизации, получения определенных навыков и воцерковления - мы строим процесс для продолжения воцерковления и получения знаний. Наша задача - не просто давать человеку знания как таковые, потому что святые отцы говорят: знания сами по себе не спасают. Человек должен, получая знания, определить для себя правильный путь внутренней духовной жизни, определить свое положение в этом мире. И он должен быть спасающимся человеком, должен быть нравственным человеком, потому что впоследствии он пойдет сам учить других. Мы всегда говорим студентам, что при получении знаний они прежде всего должны получить и некий духовный опыт. Это двуединый процесс. И в этом основная задача духовной школы.

- Расскажите, пожалуйста, о тех людях, которые передают этот опыт - о преподавателях.

- Конечно, практически все они - выпускники наших духовных школ. Я упомянул о некоторых пришедших к нам специалистах в области истории, филологии, философии, но практически они экстерном пытаются закончить и семинарию, и Академию.

- В Академии издается журнал "Встреча", в подготовке которого участвуют студенты. Расскажите о нем. Кто его читатели?

- Мы задумывали его так, чтобы в нем отражалась деятельность самих студентов. У нас есть "Богословский вестник" - более академичный, абсолютно научный журнал. А журнал "Встреча" рассчитан на более широкую публику и дает возможность студентам проявить самих себя. "Встречу" читают сами студенты, но более всего он рассчитан на внешнюю среду для того, чтобы люди, подчас сомневающиеся или еще нецерковные, заинтересовались теми проблемами, которые там ставятся. Посмотрели и, может быть, увидели Церковь в несколько другом ракурсе. Наш журнал рассчитан в основном на молодых людей.

- И вы чувствуете интерес к журналу?

- Конечно. Эта работа не зря. Мы радуемся, что журнал нашел свою нишу среди читателей.

- Интересно, какую роль в жизни школы занимают компьютеры, Интернет и прочие достижения современных технологий?

- У нас есть компьютерный класс, выход в Интернет. Мы стараемся использовать этот ресурс. В современном мире нельзя без него жить. Другое дело, что, как говорит апостол Павел, все мне полезно, но ничто не должно обладать мной. Это относится не только к Интернету, но все-таки к нему, возможно, в большей степени. Но мы видим, что студенты действительно используют его для учебы. Скажем так: Интернет работает на учебный процесс.

- Правда ли, что у Интернета есть свой покровитель?

- Знаете, в первую очередь надо думать о том, что каждый человек должен прежде всего молиться. И иногда есть такой перекос: человек думает, что у него есть покровитель, и от него, следовательно, больше ничего не надо. Не стоит так думать. Человек должен прежде всего сам делать шаги к Богу и стремиться к духовному совершенствованию. И тогда Божье покровительство будет всегда и везде, во всяком деле.

Интервью взял Владимир КРЮЧЕВ
Фото А. СЕВАСТЬЯНОВА
Газета "Вперед" №114 (13.10.2005)