ВРЕМЯ СВОИМИ РУКАМИ

30 августа 2010 2671

Большая удача встретить человека, которому хватает душевных сил и смелости жить своим умом и на все иметь собственное мнение. Даже понимая, что оно расходится с суждениями влиятельных окружающих, а то и с общепринятыми оценками. Еще удивительней, когда такое молодое и строптивое восприятие жизни сохраняет долгожитель на девятом десятке, человек с фронтовой биографией и массой житейских испытаний. Наталья Дмитриевна Винокурова из Хотькова имеет на такую независимость полное право — она скульптор, а значит, сама ваяет время. Ее оценки на кончиках пальцев, и она этим экспертам привыкла доверять.

ВРЕМЯ СВОИМИ РУКАМИ

Линия оборонцы на пятом этаже

Прямой характер своей героини мы почувствовали, когда договаривались о встрече.

— А о том, как у нас житейские просьбы бывших фронтовиков мимо ушей пропускают, напишите? — строго тестирует нас старший лейтенант в отставке, бывший артиллерист. — О том, что крыша по всей квартире протекает, расскажете?

Мы обещали, что ничего не утаим, и получаем приглашение в гости. Отсчитываем бесконечные ступеньки по лестничным маршам и догадываемся, что нужная нам квартира под самой крышей. На верхней площадке нас поджидает миниатюрная пожилая дама с живым и очень решительным лицом.

— Проверка документов, — сообщают на этом «блокпосту». — Сами понимаете, время сегодня непростое, а у нас семья дамская…

«Молодец», мысленно оцениваем мы такую бдительность ветерана и предъявляем удостоверения. Спрашиваем у хозяйки, которой на днях исполнилось 88 лет, как же она преодолевает такой затяжной подъем, тут и молодой запыхается шагать. Наталья Дмитриевна рассказывает, как обратилась к городским властям в юбилейный год Победы, чтобы помогли поменять квартиру этажом пониже.

— И знаете, что мне предложили эти «добрые» люди? Подыскали домик в глухой деревушке, где за водой надо топать к колодцу, а все удобства на улице. Это такой «подходящий» вариант нашли для моих 88 лет! Конечно, отказалась и в глаза сказала, что обо всем этом думаю…

У бывшей фронтовички еще хватает юмора со смехом описывать эту сцену. Можно представить разочарование «доброхотов», когда они получили от проницательной старой дамы от ворот поворот. Да еще узнали, что она завещала свою квартиру давним добрым друзьям, с которыми очень сблизилась по жизни и творчеству, даже считает своей семьей. В общем, охотников за квартирами одиноких ветеранов просят не беспокоиться.

Коммунальщиков такой поворот, по словам пожилой жилицы, тоже очень разочаровал. Квартира под плоской кровлей от постоянных протечек во многих местах в ржавых разводах, на кухне при сильных ливнях вода сквозь щели в потолке натекает по щиколотку, но о ремонте и разговора нет. Огорчений в жизни достаточно у каждого, а сколько их может накопиться за такую долгую жизнь, как у нашей героини. Но у нее в характере счастливое свойство — она не ведет мстительного счета обидам. Считает, что есть в жизни вещи поважней.

Ваятель с минометом

Конечно, мы должны были узнать, как 19-летняя барышня из столичного художественного училища оказалась в мужской фронтовой компании артиллеристов. До такой степени не хватало воителей от рождения — мужчин? Собеседница только плечами пожимает: значит, было что-то такое в хрупкой смуглой девчонке со смоляными кудрями, если по программе военобуча именно ее и еще двадцать студентов художественного училища направили осваивать военные специальности.

Кстати, она и сама догадалась, что в военное время надо иметь в руках ремесло надежное и приземленное. В предвоенный год сама прошла курсы водителей, обнаружив в себе склонность к механике и машинам. Одно лето она колесила по Москве на полуторке, развозила по больницам и столовым капусту. В военкомате студентов-художников, присланных за фронтовой переподготовкой, встретил офицер по фамилии Фредерикс. Наталья Дмитриевна говорит, что большую часть своей фронтовой жизни просто стерла из памяти. Но некоторые детали ее архив в голове хранит во всех подробностях. Она помнит, как солдафон пообещал «белоручкам с кистями», что никому не позволит «спасать свою шкуру за спинами ровесников». «Заноза» Винокурова, которая никогда не прощала хамства, конечно, ответила. И получила резолюцию на личное дело: в Пензу, в артиллерийское училище.

Наша собеседница говорит, что и сама недоумевала, откуда в ней такой воинственный дух и желание дать немедленный отпор за жгучую обиду, причем кем бы ни был обидчик. И откуда такая яркая внешность у девчонки из русской семьи из поселка под Тулой? Белокурые сверстники называли свою смуглую подружку глазастой вороной, в том числе за природную смелость и наблюдательность. Как художник она признает, что характеристика меткая.

Уже в зрелом возрасте, исследовав свой род, обнаружила, что есть в нем толика кавказской крови. Знал бы чиновник в военкомате, как он ошибся в хрупкой барышне-скульпторе. Через несколько месяцев в пензенском артиллерийском училище выпустили ускоренный курс минометчиков, и лейтенантские погоны получила только Наталья Винокурова. Мужскую и женскую команды готовили раздельно, но муштровали без всяких скидок на слабый пол и нежный возраст.

С Афиной шутки плохи

Из ваятельницы получилась отличная воительница. Наталья Винокурова вскоре приняла командование взводом минометчиков в составе женского полка 61-й армии Рокоссовского 1-го Белорусского фронта. Дамская артиллерия управлялась с орудиями, в ствол которых, по образному выражению нашей собеседницы, поместилась бы женская головка с кудрями. Она воевала до 1944 года, и по большей части в белорусских болотах. А закончила войну в десятках километров от Варшавы. В мае, за год до дня Победы, получила тяжелую контузию в бою и была отправлена в Москву.

У Натальи Дмитриевны и сегодня замечательная память, но интересно, что ее воспоминания совершенно не милитаристские. Эти будничные эпизоды из фронтовой жизни вполне могли бы стать мизансценами кинофильма. И как в жизни бывает, в них смех и грех. В их артиллерийском батальоне ходила байка про слабый характер. Командир дамского взвода к этой истории лично причастна.

О своих 46 бойцах в юбке она заботилась, как сестра, и никому их в обиду не давала. А тут понадобилась защита миловидной девице. Командир полка потребовал разобраться, что это вокруг нее солдаты вьются, как пчелы. Через день Наталья доложила полководцу, что барышня в слезах раскаяния, говорит, характер слабый — отказать не может. А спустя время выяснилось, что слухи о дамской болтливости сильно преувеличены, мужчины по этой части куда сильней. Фраза про слабый характер стала в батальоне знаменитой.

У самой Натальи характера хватало. Однажды она даже стреляла в слишком настойчивого фронтового поклонника. «Жаль, что не попала», говорит седовласая дама. Гляжу на нее и верю, что такая Афина вполне могла дать укорот неджентльмену. Вспомнился рассказчице курьез во фронтовой бане. Девицы из минометного взвода замешкались в парной, и уже разоблачившиеся в предбаннике парни, ждавшие своей помывки, стали терять терпение. Самый нетерпеливый заскочил в банный зал, решив, что одним своим видом обратит дамочек в бегство. Но вызов приняла такая же бедовая из женской команды. Наталья наблюдала дуэль из дальнего угла и говорит, что поединок длился всего минуту. Фемина только смерила взглядом агрессора, и тот растерянно ретировался, прикрываясь шайкой.

— А вообще-то война разбудила у каждого в душе самое сокровенное, — серьезно добавляет собеседница. — Кто-то оказался героем, запомнился как человечный командир, а у других такая муть со дна поднялась, что стыдно было за этих людей.

Ну, Винокурова!..

Загадка природы: у папы директора совхоза и мамы-домохозяйки выросла дочка с явными художественными способностями. Наташа рисовала всегда и где придется. Причем легко, по памяти воспроизводила лица со всеми «ошибками» анатомии. Очень рано осознала себя художником и поняла, что хочет быть скульптором. В столичное художественное училище попала именно на интересующее отделение. Педагоги сразу оценили необыкновенную зрительную цепкость девичьего глаза, творческий кураж и независимость в суждениях.

Восемь лет она воспитывала подмастерьев-камнерезов на Урале в профтехшколе. А художественно-промышленный институт заканчивала уже после войны. Строптивая студентка позволяла себе спорить и не соглашаться в творческих вопросах с самыми именитыми педагогами. А одним из мэтров в институте был Сергей Семенович Алешин, ученик известного французского скульптора Бурделя. У руководителя курса был буквально стресс, когда Наталья после фронта вернулась в аудиторию. В своей жизни она часто слышала: «Ну, Винокурова!..» Не раз стоял вопрос об отчислении за вольнодумство, но упрямица закончила институт.

А потом сама воспитывала таких же строптивых и упрямых студентов Абрамцевского художественно-промышленного училища им. Васнецова. За 45 лет педагогического марафона сменила много должностей в своем училище. Сегодня затрудняется сказать, сколько талантов сумела открыть. Ее ученики работают во многих зарубежных галереях. А уважение к мастеру и педагогу выражается в том, что воспитанники выставляют работы своего мэтра на выставках. В Америку, Германию, Австрию укатили портретные скульптуры Петра I, Николая II, Лермонтова и многие другие произведения скульптора Натальи Винокуровой.

Эти образы многих удивят неожиданной трактовкой давно известных персонажей. Скульптор и психолог на это мудро замечает, что пальцами чувствует свои модели лучше, чем по всем историческим источникам. Многие штампы в оценке известных личностей еще будут опровергнуты, убеждена она. У мастера и сегодня на станке рождаются новые образы. Такого Наполеона мне еще видеть не доводилось. Наталья Дмитриевна может комическим жестом в гипсе низвергнуть тирана и одним поворотом головы возвести на трон короля мысли — поэта. Замечаю фигуру молитвенно сложенных пальцев на верстаке и спрашиваю, верующая ли она?

— Среди всех неверующих я верующая, — говорит художник.

— Не жалеете о том, что жили и работали так страстно и бескомпромиссно?

— Я от этого хуже не стала…

— А что цените в окружающих больше всего?

— Ум, порядочность и чистоту души. Не люблю спесивых дураков. А что бы изменила в себе? Хотела бы стать менее доверчивой, боюсь только, у меня это не получится…

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"