АВТОВАЗ ЗА АВТОХЛАМ

21 июня 2010 4333

В 2010 году российское правительство по примеру других стран запустило программу утилизации старых автомобилей. Сдав свой древний "москвич" (или любую другую легковушку старше 10 лет) на специальный пункт приема, в обмен вы получаете чек на 50 тысяч рублей, который можно использовать при покупке нового авто по вашему выбору. Список моделей утвержден Минпромторгом России.

АВТОВАЗ ЗА АВТОХЛАМ

Как водится, к инициативе властей народ вначале отнесся с некоторым недоверием, подозревая подвох. В чем он заключался, никто толком сказать не мог, но на автофорумах в сети Интернет предположений и мнений было предостаточно. Однако позже люди вроде бы разобрались, что к чему, и сейчас программа утилизации действует вполне успешно и явных нареканий не вызывает. Наоборот, многие рады, что какие-нибудь ржавые и полумертвые "жигули" выпуска середины 80-х годов, за которые в иных случаях не дали бы и десяти тысяч рублей, сейчас принимают за пятьдесят. Это выгодно.

С одним из тех, кто по программе утилизации обменял свою "семерку" 1989 года выпуска на новый автомобиль, мы пообщались лично. И попросили описать процесс обмена и свои впечатления от него.

Николай Федорович — человек уже не молодой и на своем веку машин повидал предостаточно. Первой машиной в конце 1970-х был "универсал" ВАЗ-2102, с тех пор было много разных, и отечественных, и иномарок.

"Жигулям" ВАЗ-2107, которые он сдал в утиль, как раз накануне исполнился 21 год. Пробег большой (некоторое время машина работала как такси), двигатель исправный, а вот кузов совсем плох: днище местами настолько проржавело, что под сиденья пришлось подваривать дополнительные листы металла. Иначе был риск внезапно провалиться на полном ходу. Ездить автомобиль, конечно, ездил, но продать его даже на запчасти вряд ли получилось бы. Во всяком случае, за 50 тысяч точно никто не взял бы.

Услышав о программе утилизации, Николай Федорович решил сдать своего пожилого "железного коня" и взамен приобрести такого же нового. Конструктивно и функционально автомобиль его устраивал: в салоне хоть и скромно, но не тесно, багажник большой, запчасти, если понадобятся, недорогие и есть везде.

"В начале апреля я поехал в Яхрому, — рассказал он нам. — В салоне, где принимают железный хлам, записался в очередь. У меня спросили фамилию и имя, записали номер телефона и назначили день, когда я должен пригнать свою машину. Организовано все хорошо, очередей нет.

Через несколько дней я приехал снова. Сказал свой номер, отогнал машину в указанное место. Ко мне вышел приемщик проверить комплектацию (она должна быть полной: двери, колеса, сиденья, стекла, фары — все на месте, совсем уж полуразобранных "инвалидов" не принимают). Все проверил, сел в машину и уехал на ней на стоянку, а я пошел оформлять документы. В офисе мне выдали справку о том, что моя машина принята на утилизацию, я оплатил за это в кассу три тысячи рублей. Потом — на стоянку, снимать номера.

С полученными документами и номерами пришел в наше ГИБДД, где мне выписали бумагу о том, что автомобиль снят с учета. С ними я опять поехал в Яхрому, чтобы заказать новый автомобиль.

Я выбрал "Жигули" ВАЗ-21074 за 172 тысячи рублей, серебристого цвета. Новую машину пришлось ждать около месяца: спрос на "классику" в связи с программой утилизации большой, самую дешевую "пятерку" ВАЗ-21054 за 149 тысяч рублей, говорят, с завода отгружают еще медленней. Еще совсем недавно этого никто не ожидал, устаревшие автомобили продавались плохо, но теперь все изменилось".

На днях Николаю Федоровичу позвонили из салона и попросили приехать. С учетом скидки за старую машину новая "семерка" обошлась ему в 125 тысяч рублей. Он доволен. Двигатель 1600 кубов, инжекторный впрыск, 74 лошадиные силы, пятиступенчатая коробка, привычный внешний вид и отделка салона. Соседи по гаражам, обладатели старых "волг" и "москвичей", глядя на него, пребывают в раздумье.

Справка

Объявленная правительством программа утилизации старых автомобилей первоначально действовала с

8 марта по 1 ноября. Владимир Путин предложил немного продлить эксперимент и плавно закончить его в 2011 году. По последним данным, последний сертификат на новое авто может быть выдан в июне.

Изначально на программу было выделено 10,5 млрд рублей, в сумме с новыми субсидиями выходит, что государству утилизация обойдется в 20,5 млрд рублей. Как сообщалось ранее, исходя из старого бюджета, Минпромторг выдаст последний сертификат на покупку нового автомобиля отечественной сборки в текущем месяце, а последняя машина, купленная по программе со скидкой в 50 тысяч рублей, попадет к клиенту в сентябре. Еще две недели назад у Минпромторга оставалось всего 20 765 свободных сертификатов.

В день в среднем подается 2,5 тысячи заявок на утилизацию автомобилей. Если будут двигаться в рамках такой статистики, то к концу месяца все 200 тысяч сертификатов будут полностью зарезервированы. А вот окончательно рассчитаться с дилерами Минпромторг планирует в октябре 2010 года.

Напомним, что в утиль можно сдать автомобиль выпуска 1999 года или ранее массой до трех с половиной тонн. При этом вы должны быть его владельцем как минимум год. Сдаваемая машина должна быть полностью укомплектована. На отсутствие ковриков или набора ключей могут и не посмотреть, а вот если не будет фары или двери — могут и не принять. Таковы правила.

За сданную машину вам выписывают сертификат на 50 тысяч рублей для покупки нового автомобиля. За услуги по утилизации вы платите 3 тысячи рублей. Действует правило "один автомобиль — один сертификат", то есть сдать три старых "москвича" и получить взамен одни новые "жигули" нельзя.

Принимаются любые машины, отечественные и иномарки, соответствующие перечисленным выше критериям. Список автомобилей, которые можно приобрести в рамках программы, довольно широк и включает в себя Chevrolet, Fiat, Ford, Kia, Renault, Skoda, Hyundai, Ssang Yong, Opel, Nissan, Toyota, Volkswagen, Isuzu, Lada, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, ТаГАЗ. Все они производятся на территории России.

По данным МВД России, свыше 48 процентов из более 38 миллионов автомобилей в России старше десяти лет. Минприроды утверждает, что не менее 400 тысяч машин брошено владельцами или разукомплектовано. Ежегодно в России выходит из строя 6-7 процентов автопарка, то есть около 2 миллионов машин.

Ложки дегтя

МЕНЬШЕ 50 000

За сданный старый автомобиль дилер выдает его бывшему владельцу сертификат на 50 000 рублей, который тот может использовать при покупке новой машины. Но в действительности сумма окажется заметно меньше. Во-первых, владелец должен самостоятельно доставить свой автомобиль до дилерского центра. Если машина не на ходу, потребуется эвакуатор, стоимость услуг которого колеблется от 1500 до 3000 рублей по Московской области. Во-вторых, оплатить из своего кармана придется утилизацию. Минпромторг заявил, что на это потребуется не больше 3000 рублей. "Но многие утилизационные центры пока оценивают стоимость одной операции в сумму до 7000 рублей", — говорит гендиректор портала Auto-diler.ru Олег Дацкив.

НЕ ХВАТАЕТ ПУНКТОВ УТИЛИЗАЦИИ

Машина, которую сдают в утиль, должна напоследок совершить два путешествия — от места, где ее держал владелец, до дилера, а затем от дилера до пункта утилизации. Второе из них организует дилер, а государство готово компенсировать ему логистические расходы — в пределах 5000 рублей на одну машину. Проблема в том, что, по данным Минпромторга, утилизационные центры пока есть всего в 49 регионах. Многим дилерам придется везти машины в соседние области — предусмотренной государством компенсации на это, скорее всего, не хватит.

ПРОБЛЕМЫ С ДОВЕРЕННОСТЬЮ И СНЯТИЕМ С УЧЕТА

Прежде чем отдать старый автомобиль дилеру, его нужно снять с учета в ГИБДД. Трудности могут возникнуть не только из-за очередей, но и, например, из-за смены места жительства: обращаться следует только в отделение ГИБДД по месту регистрации автомобиля.

ПЕРЕПРОДАЖА ВМЕСТО УТИЛИЗАЦИИ

Автодилеры, которым новая программа принесет больше хлопот, чем денег, вполне могут попытаться организовать небольшой бизнес по перепродаже автомобилей, числящихся уничтоженными, в страны СНГ, предполагают участники рынка. Такие проблемы уже возникали летом 2009 года в Германии. Там полиция обнаружила, что 10% официально сданных в металлолом машин, или около 50 000, на самом деле были перепроданы в страны Восточной Европы и Африки.

"Большинство утилизационных центров сегодня в России не оснащены соответствующим оборудованием, чтобы полностью уничтожать все детали автомобилей. Поэтому существует риск, что часть деталей появится потом на вторичном рынке. Такая утилизация действительно будет стоить 3000 рублей и даже меньше. Полноценная же обойдется в 7000-8000 рублей", — говорит заместитель гендиректора компании "Втормет" Михаил Воронцов.

Санкции за подобные нарушения в постановлении Минпромторга не предусмотрены.

ВОРОВСТВО ВМЕСТО УТИЛИЗАЦИИ

Кстати...

Еще до старта программы в городе Ачинске (Красноярский край) был задержан Михаил Паньков, обманом забиравший себе предназначенные для утилизации автомобили. Паньков снял помещение, разместил объявления в газетах и, уверяя, что действует в рамках госпрограммы, принимал машины, обещая владельцам заплатить 50 000 рублей на следующий день. Деньги своим клиентам Паньков не платил, а машины продавал. Он обманул 120 человек и заработал в общей сложности 1 миллион рублей.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"