Главные новости
В соответствии с новой схемой утилизации ветхих автомобилей государство возложит ответственность за утилизацию подержанного автотранспорта на его производителей. По мнению экспертов, такое решение обернется финансовыми потерями для рядовых автолюбителей, поскольку производители автотранспорта будут покрывать новые издержки за счет увеличения цен на свою продукцию. Кроме повышения цен минимум на $100, автовладельцам грозит новый сбор для импортных машин.
"Мы берем за основу и учитываем европейский опыт, при котором в переходный период за утилизацию платил последний владелец, а потом это была обязанность автопроизводителя. Я не исключаю, что в таком же формате будет работать наша схема", - заявил глава департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. Как отмечает "Новая газета", Рахманов прогнозирует запуск новой программы утилизации автомобилей уже с 2012 года.
Специалисты не разделяют оптимизма чиновников из Минпромторга, которые прогнозируют ежегодное ускорение темпов обновления отечественного автопарка до 8%. По мнению экспертов, эта цифра недостижима по причине отсутствия в нашей стране комплексной системы утилизации автомобилей, выработавших свой ресурс.
По оценкам исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, затраты на утилизацию одного ветхого автомобиля составляют около 3 тыс. рублей. Однако стоимость этой услуги может возрастать соответственно затратам на логистику, если превращенную в металлолом машину придется везти на переплавку за сотни или тысячи километров.
Еще одно существенное препятствие для комплексной программы утилизации - автомобили, произведенные на давно закрытых заводах. В России свыше 10 млн машин эксплуатируются более 10 лет, из них большая часть - продукт отечественного автопрома. "Непонятно, кто должен оплачивать их утилизацию, - отмечает Коровкин. - К тому же некоторых автозаводов, к примеру, АЗЛК, уже не существует в природе. Также неясно, что ждет автомобильный секонд-хенд, который ввозится в Россию из ЕС, Японии и Южной Кореи".
Из этих данных напрашивается вывод о том, что на импортные машины государству придется ввести дополнительный пошлинный сбор для их будущей утилизации. А это в очередной раз облегчит кошельки автолюбителей.
Кроме того, на пути программы утилизации стоят и проблемы технологического характера. Так многие материалы, из которых изготавливаются внутренности автомобиля, попросту негде перерабатывать. В России этот бизнес на сегодняшний день нерентабелен из-за отсутствия рынка сбыта переработанных отходов. А существующих мощностей для утилизации изделий из пластика и резины недостаточно для реализации программы.
Если на антикризисную программу льготной утилизации автомобилей государство выделило из бюджета 21 млрд руб., в новой схеме Минпромторг намерен отказаться от господдержки. "У нас должна работать система, при которой будет обеспечено негосударственное финансирование утилизации, а также технологическое обеспечение и определенные меры по стимулированию", - подчеркивает Рахманов. По его утверждению, Россия располагает достаточными мощностями для полноценной программы утилизации старых автомобилей.
Для того чтобы программа утилизации старых автомобилей заработала на полную мощность, в России необходимо создать по сути новую отрасль. А с учетом того, что европейским странам для этого потребовалось около 30 лет, планы Минпромторга представляются экспертам оторванными от реальности.
Напомним, что действовавшая до конца прошлого года программа государственного софинансирования утилизации ветхих машин была призвана поддержать отечественный автопром. Избавление от автохлама оказалось спасительным кругом для АвтоВАЗа, объем продаж которого вырос едва ли не на треть. Однако летом 2010 г., рассказывая о продлении программы утилизации автомобилей, премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил о поручении правительству подготовить предложения по выходу из нее в будущем году. Тогда же министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила о намерении властей "плавно уйти" вообще от поддержки российского автопрома.
Галина ТРУШКИНА
Сообщает сайт utro.ru
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?