ОТ АВТОСЕРВИСА НЕ ЗАРЕКАЙСЯ, НО И ПАЛЬЦА В РОТ НЕ КЛАДИ

27 апреля 2010 3676

Уже два года, как в стране отменили обязательную сертификацию услуг и в том числе услуг автосервиса. Специалисты сергиевопосадского филиала Менделеевского центра стандартизации, метрологии и сертификации сочли, что пора проанализировать ситуацию на районном рынке обслуживания автомобилей, и провели рейд по специализированным предприятиям. Тем актуальней это в период активного «переобувания» стальных коней.

— Если после балансировки колес в мастерской автомобиль уже на второй день скачет как конь, а рулевую колонку лихорадит, такому сервису пора дать коллективный отпор, — говорят специалисты по стандартам и эталонам. — А лучшим уроком для халтурщиков будет разборчивость и требовательность самих клиентов.

ОТ АВТОСЕРВИСА НЕ ЗАРЕКАЙСЯ, НО И ПАЛЬЦА В РОТ НЕ КЛАДИ

Эксперты предлагают автомобилистам набор несложных советов, которые помогут сориентироваться уже на пороге автосервиса. У нас в районе десятки мастерских, этот бизнес стал доступен многим. Но все больше становится таких сервисных центров, откуда лучше сразу развернуться и уехать, чтобы не сделать своему автомобилю и себе лично мучительно больно.

Нога моя здесь не ступит!

Недавний рейд по районному автосервису проводил начальник отдела, специализирующегося на поверке оборудования диагностики автотранспорта, Валерий Петрашев. Он обследовал три десятка мастерских и считает, что в районе имеется вполне приличный автосервис, но есть и крайне непритязательный. Убогих будок шиномонтажа, как в 90-х на каждом углу, уже не встретишь, но на совершенно дремучий сервис все еще можно наткнуться. Чаще всего это придорожные мастерские, рассчитанные на бедолаг, которых поломка застала в пути и у них просто нет другого выхода, как обратиться за помощью в ближайший автосервис. Но даже в этой ситуации эксперт советует окинуть внимательным взглядом незнакомую мастерскую.

— Автомобилиста должны насторожить грязь и беспорядок в цехе, горы старых колес в углах, — говорит Валерий Васильевич. — Очень тревожный симптом, если компрессор и станок для балансировки колес стоят рядом на одной плите. Погрешность в 10-15 процентов при балансировке в этом случае заведомо гарантирована. Ваши колеса не отработают положенных трех сезонов, а будут разбиты за три месяца. Теперь уже не редкость, когда автомобиль возвращается в автосервис уже на второй день. Если вы не оформили, как положено, свой заказ, вам трудно будет доказать, что недавний визит только ухудшил состояние машины. А в квитанции обязательно должно быть указано, что мастерская ручается за качество своего ремонта на полгода вперед.

Потерянное время и нарушенные планы — это еще полбеды, говорили специалисты. И вспомнили случай, который произошел несколько лет назад. В автобус частного перевозчика из Сергиева Посада на всем ходу влетел потерявший управление автобус из Королева, у которого отлетели колеса. Несколько человек заплатили здоровьем за чью-то халтуру в автосервисе.

Валерий Петрашев советует понаблюдать, как приступают к диагностике подрядившиеся мастера. Если увидите, что ваше авто собираются "лечить" монтировкой, лучше разворачивайтесь и уезжайте. Вы явно обратились не к тем мастерам, которые вам нужны. Между прочим, в Сергиевом Посаде есть семейная фирма жестянщиков, к которым в очередь записываются даже москвичи.

Не стесняйтесь спрашивать

Это совет автомобилистам от начальника отдела сертификации услуг Татьяны Васильевой. Очень подозрительно, если в частной мастерской не готовы предоставить никакой информации о себе и партнерах. В этом случае эксперт советует вовсю капризничать: выяснять, с какими сервисными центрами сотрудничает мастерская, когда проходили специальное обучение мастера, просить телефоны служб, которые могут поручиться за сервисное предприятие.

— Не стесняйтесь выяснять все интересующие подробности, — говорит Татьяна Сергеевна. — Почему нет информационного стенда? Где сведения о расценках за автосервис? Когда сертифицировали диагностическое и ремонтное оборудование? Где информация о значительных изменениях, недавно внесенных в ГОСТы с требованиями к отремонтированной технике? Как обстоит дело с возросшими экологическими требованиями к транспорту? У вас масса вопросов, не забудьте их задать бригаде, которой собираетесь доверить свой автомобиль. Будут ли искренни мастера скрытного автосервиса? Не факт, признают специалисты госстандарта. Но одно они из этих расспросов уяснят точно: перед ними не доверчивый "лопух", а человек, сведущий в автосервисе. Вот и продемонстрируйте артели автослесарей, что специально интересовались вопросом. "Полистайте" Интернет, почерпнете массу информации о мастерских в районе и округе, которые надо объезжать стороной.

Накануне нашей встречи с экспертами по эталонам мы провели свой экспресс-опрос и выяснили, что большинство знакомых автомобилистов хвалят один и тот же автосервис на Московском шоссе. Оказалось, что и у специалистов этот центр обслуживания на хорошем счету. Дело поставлено грамотно, только в современное диагностическое оборудование владелец вложил больше миллиона рублей. Работает здесь бригада опытных мастеров, а это значит, что у центра большой спектр услуг. Это хорошие признаки для автомобилиста: всегда лучше иметь дело с фирмой, которая заботится о своей репутации, дорожит клиентами и рассчитывает работать на рынке автомобильного сервиса долго и успешно.

В центре стандартизации, метрологии и сертификации с уважением отзываются о сервисной службе пассажирской автоколонны №1791. Говорят, что очень продвинулась в качестве технического обслуживания своего автопарка гильдия частных перевозчиков. Пассажирские предприятия не ждут, когда клюнет жареный петух, и сами вовремя зовут экспертов на техническое освидетельствование своего диагностического оборудования. Кроме госстандарта в регионе есть и другие возможности для подтверждения технического квалитета автосервиса — например, научно-испытательный полигон в Дмитрове. Такой паспорт на видном месте в мастерской — лучшая рекомендация автосервису в глазах автомобилиста.

Рейд по районным мастерским автосервиса экспертов обнадежил. Были опасения, что частники сочтут визит специалистов по стандартам вторжением в частное производство. Но в мастерских заверяли, что непременно обратятся за освидетельствованием своего оборудования... когда возрастут возвраты автомобилей. Однако статистика дорожных аварий и судебные разбирательства говорят, что эти запоздалые меры беду уже не поправят.

В начале года произошла чудовищная авария пассажирского автобуса под Новосибирском. У машины отказало управление, и она на скорости смяла остановку с пассажирами. Было установлено, что сервисная бригада плохо подготовила машину к рейсу. В феврале этого года за тестированием диагностического оборудования в сергиевопосадский центр стандартизации в очередь выстроились пассажирские предприятия Лобни, Химок, многих других городов Подмосковья. Обнаружилось, что многие диагностические стенды пора менять. В Новосибирске это поняли поздно.

"Ремонтируем все модели мира"

Татьяна Васильева говорит, что сама видела такую рекламу над одним из центров автосервиса.

— Подобная безотказность должна сразу насторожить автомобилиста. Тем более, если он обратился в скромный автосервис. У малой фирмы просто не может быть всей базы технической документации на иномарки. А есть целый список моделей, которые не стоит и пытаться обслуживать в районе, надо выстоять очередь в фирменный автосервис. Да, придется ждать месяц, но это гарантия качества обслуживания.

Рассказывают, что некоторые местные безотказные мастерские предлагают отладить двигатель, если в другом автосервисе предварительно сделать компьютерную диагностику. Дескать, с этой подсказкой ремонт будет проведен как надо. Или обещают сами направить машину в нужный центр. Не верьте, предупреждают эксперты. И добавляют к этому недавнюю историю в Королеве. Владелец доверился услужливым мастерам, а они решили перегнать машину в другой сервис. Поступило авто с небольшой неисправностью, а после аварии по пути от машины осталось мокрое место.

Еще один случай из местного автосервиса убеждает, что доверчивый платит трижды. Владелец шикарной "Ауди" поверил на слово мастерам из "домашнего" автосервиса, что авто оживят ювелирной пайкой. Припаяли, а у навороченной иномарки наступила "клиническая смерть" всей компьютерной системы. За рискованную самодеятельность хозяин автомобиля заплатил огромную сумму.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперед"