ВЫПУТАТЬСЯ ИЗ СЕТЕЙ

03 июля 2009 3399

ВЫПУТАТЬСЯ ИЗ СЕТЕЙ

В последние месяцы в правительстве идут жаркие споры о том, каким должен быть закон о торговле в Российской Федерации. Премьер-министр Владимир Путин, чтобы лично глубже вникнуть в тему, внезапно (чтобы не успели поменять ценники) посещает супермаркет "Перекресток". Первому вице-премьеру Виктору Зубкову вновь поручено доработать законопроект о торговле, чтобы этот документ, который пишут уже два года, был принят Госдумой осенью 2009 года.

После совещания 24 июня с участием премьер-министра РФ Владимира Путина на доработку законо-проекта Зубкову было дано 10 дней. Последнюю версию документа разрабатывал Минпромторг. Основной его момент, законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", предлагает установить единые правила для работы торговых сетей, поставщиков и оптовиков. Но вопросов остается масса. Минсельхоз предлагал создать механизм регулирования наценок на товары первой необходимости. Минпромторг отказался учесть данную поправку в законопроект. Антимонопольная служба в проекте предлагала снизить порог доминирования для торговых сетей на рынке с 35 до 15 процентов (то есть одна сеть не должна контролировать более 15 процентов рынка). А в чем на самом деле проблема, почему вообще понадобился новый закон?

Вот мнение Сергея АСТАФЬЕВА, коммерческого директора одного из крупных по масштабам района товаропроизводителей — Сергиево-Посадского мясокомбината:

— Говорят, в России долго запрягают, но быстро ездят. Вопрос появился не вчера, "запрягали" довольно долго. Может, поедем все-таки в результате быстро, — считает Сергей Валерьевич. — Давно пора было пересмотреть систему отношений поставщиков с торговыми сетями, в которой налицо явные перекосы. Они должны быть, во-первых, партнерскими, а во-вторых, прозрачными. В 98 случаях из 100, по крайней мере. Что конкретно я имею в виду?

Пойдем с самого начала, от самого процесса вхождения в торговые сети. За то, чтобы начать реализовывать свою продукцию через крупные сетевые супермаркеты, поставщик обязан платить — за то, чтобы в принципе иметь такую возможность, потом за каждое конкретное наименование товара, за определенную выкладку на витрине...

Но это еще цветочки. Договоры поставщиков с торговыми сетями, как правило, обременены массой приложений, которые для поставщиков создают большие сложности, сводя их прибыль к минимуму. Например, в них обычно прописано обязательное участие в акциях магазинов. То есть вроде бы цену на товары снижает продавец, но реально все расходы ложатся на товаропроизводителя. Обычно закладывается отсрочка платежа за полученную продукцию — до 40 дней.

Очень жесткая система штрафов. Вопрос ставится просто: нас не интересуют ваши производственные проблемы (а они, время от времени, могут быть у каждого). Если мы заказали товар в определенном количестве — это ваше дело, откуда вы его возьмете и как нам поставите, какова на рынке теперь цена сырья и так далее. Не поставите в нужном объеме — заплатите штраф. Таких "подводных камней" еще множество. Обычный магазин такого себе позволить во взаимоотношениях с поставщиками не может.

Да, разумеется, преимущество работы с сетевыми супермаркетами в том, что они сразу берут большие объемы, которые начинают продаваться прямо с первого дня, как попадут на витрину. Это выгодно. Но вещи, о которых я говорил выше, способны свести эту прибыль на нет. Некоторые поставщики работают с сетями просто из соображений престижа — в ноль или себе в убыток. Однако же большинству предприятий нужна прибыль — в том числе и для того, чтобы на эти деньги развивать производство. А у сетевиков остается огромная прибыль. Премьер-министр страны на днях, посещая супермаркет, заметил его руководителю: "Семьдесят процентов накрутки — вам не многовато ли?" Конечно, размер торговой наценки варьируется, но в среднем в таких системах она составляет для продавца 40-80 процентов, это факт.

При этом сетевые магазины ведут активную экспансию, подминая под себя рынок, разоряя в ходе конкурентной борьбы маленькие магазинчики (которые, однако, дают рабочие места и платят налоги в местный бюджет). Стремятся, прямо скажем, к монополизации, когда у поставщиков выбора уже просто не будет. У нас в районе, к счастью, магазинов, принадлежащих к различным сетям, довольно немного. Но уже не такая редкость, когда в ряде регионов этими супермаркетами контролируется до 80 процентов рынка пищевых продуктов. Это, безусловно, не только не в интересах поставщиков, разоряет их, но и бьет рикошетом по покупателям. Если конкуренции нет, цены обязательно поползут вверх.

Это — мнение представителя одного предприятия, но, насколько мы в редакции убедились, остальные производители скажут примерно то же самое. И если во время "тучных лет" такая политика со стороны торговых сетей еще была допустима, то в кризис она прямо может привести к разорению производителей. То есть подрубят они сук. На котором сидят...

Только бы эта инициатива не оказалась в итоге выхолощенной. А то помните пару лет назад сколько шума было вокруг ситуации на продовольственных рынках (в смысле — базарах)? Ну, пошумели малость, так все и осталось, как было. Все станет понятно, когда на свет божий появится конкретный закон. Ведь беда, как известно, всегда кроется в деталях.

Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА