Главные новости
Попасть на современное фармацевтическое производство простому смертному, пожалуй, будет потруднее, чем на некоторые "оборонные" заводы. И дело вовсе не в том, что владельцы этих предприятий тщательно охраняют свои коммерческие тайны, хотя и этот момент, разумеется, присутствует. Главная причина лежит все-таки в иной плоскости - в санитарной. Чистота, чистота и еще раз чистота - вот главное требование нынешних производителей лекарств.
А каждый посетитель, оказавшийся по каким-то причинам в святая святых - это не только желанный (или нежеланный) гость, но и вполне конкретный "переносчик" микроорганизмов, пыли и, вполне возможно, инфекций.
Однако на прошлой неделе фармацевтическое предприятие "Сотекс", расположенное в Бужанинове, гостеприимно распахнуло свои двери для журналистов местных СМИ. Естественно, глупо было бы думать, что толпа пишущих и снимающих людей побывала во всех уголках "Сотекса" - нас пустили только в те промышленные зоны, пребывание в которых посторонних людей никак не могло сказаться на качестве выпускаемых препаратов. Однако и увиденного с лихвой хватило, чтобы смело утверждать: в Сергиево-Посадском районе работает один из несомненных лидеров отечественного фармацевтического рынка. Не случайно ведь "Сотекс", являющийся стопроцентной "дочкой" группы компаний "Протек", единственный в России сертифицирован по жесткому стандарту качества GMP, применяемому в Евросоюзе. Получить такой сертификат за красивые глаза или купить его за деньги попросту невозможно. Равно как и сертификат ISO-2001, обладателем которого фирма стала год назад.
Барьер чистоты
Само словосочетание на первый взгляд кажется абсурдным. Казалось бы, какой у чистоты может быть барьер? Однако это - вполне реальное и конкретное понятие. На предприятии несколько зон, разделенных между собой специальными тамбурами. Самый простейший уровень защиты, он же первый - это когда человек просто закрывает обувь одноразовыми бахилами. В следующей зоне на первые бахилы надо обуть вторые, плюс к этому одеть одноразовый халат и одноразовый чепец на голову. А вот на уровень выше журналисты уже не попали - нельзя по санитарным нормам. Зато видели на мониторе оператора линии, где лекарства разливаются в ампулы и запаиваются специальной машиной. Со стороны казалось, что аппаратом управляет пришелец из космоса. "Этот костюм закрывает тело полностью, не оставляя открытым ни одного участка кожи", - поясняет Дмитрий Голуб. - "После того как человек облачается в костюм, поверхность одежды проходит специальную санитарную обработку".
Внутренние стандарты "Сотекса" изначально гораздо более жесткие, чем требования российской фармакопеи. К примеру, "посторонними физическими примесями" здесь называют крошечные частицы (язык не повернется обозвать их пылинками или еще как-нибудь по-другому), которые невозможно увидеть не то что невооруженным глазом, а даже с помощью далеко не каждого микроскопа. Чистоту воды для инъекций определяют с помощью новейшего аппарата, умеющего отслеживать малейшие следы присутствия бактерий. К слову сказать, использование этой машины российскими стандартами никак не регламентировано. Да и немудрено - позволить себе купить подобное устройство могут считанные единицы производителей лекарств.
- Мы изначально решили, что будем работать по самым жестким стандартам GMP, - говорит Дмитрий Голуб. - И это сделано не для "красного словца", а для пользы конечного потребителя. Некачественный препарат, введенный в организм человека, может представлять реальную угрозу здоровью и жизни. Так что в этом смысле лучше перестраховаться. Даже несмотря на то, что российские стандарты позволяют выпускать на рынок препараты с гораздо меньшим качеством, чем "Сотекс".
Кстати, совет для пациентов от компании "Сотекс": если после инъекции вы почувствовали даже самое незначительное повышение температуры - это первый признак того, что качество препарата оставляет желать лучшего. Как только в кровь попадают чужеродные бактерии, организм начинает с ними борьбу, и первый признак "боевых действий" - поднимающийся ртутный столбик термометра. В таких случаях лучше сразу же отказаться от приема сомнительного лекарства.
Для того чтобы исключить попадание в лекарства посторонних примесей, на предприятии используются самые современные, можно сказать - космические технологии. К примеру, на пути к линии розлива установлены специальные тамбуры с двумя дверями. Когда оператор заходит в шлюз, компьютер ни за что не разрешит открыть вторую дверь, пока не закроется первая. Затем компрессор вытесняет "грязную" (это очень относительное определение. - А. М.) атмосферу, заполняя помещение стерильным воздухом. И только после этого сотрудник, обладающий специальным уровнем допуска (информация об этом, прямо как в футуристических фильмах, хранится на персональной магнитной карточке), может пройти в следующую комнату.
Вместо эпилога
Когда в телевизионных новостях постоянно мелькают кадры оперативной съемки изъятия фальшивых лекарств или выявления кустарных фармацевтических производств, на душе становится как-то особенно грустно. Каждый раз, покупая в аптеке какой-то препарат, будь то банальные витамины или дорогостоящие сердечные средства, волей-неволей задаешься вопросом, а не станет ли его прием для тебя последним.
Однако в жизни, как выяснилось, не все так плохо, как нас пытаются убедить из телевизора. И в России есть свои высокотехнологичные производства, работающие на самом высшем уровне, какой только может существовать в природе. Особенно отрадно, что одно из них - и употребить выражение "самое современное в стране" автору мешает лишь закон, запрещающий прямое использование подобных словосочетаний в СМИ применительно к конкретному предприятию - находится на территории Сергиево-Посадского района.
Когда своими глазами видишь людей, которые реально, а не для галочки, ставят себе главной задачей выпуск по-настоящему качественных лекарств, а не стремятся как можно быстрее обогатиться любой ценой - это, честно говоря, внушает оптимизм. Значит, не все еще потеряно для российской фармакологической промышленности, значит, есть шанс, что со временем компаний, подобных "Сотексу", в стране станет больше. И тогда, возможно, потребитель не будет хвататься за сердце у аптечных киосков, размышляя о том, что принесет ему больший вред - сама болезнь или ее, с позволения сказать, "лечение"n
Арсений МИРОНОВ
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
ДОСЬЕ
Российская группа компаний "Протек" основана в 1990 году. В нее входит крупнейший дистрибутор лекарств в России ЗАО "Центр внедрения "Протек", аптечная сеть "Ригла" (более 400 аптек), поставщик фармацевтических субстанций "Протек-СВМ", фармзавод "Сотекс", казахстанский дистрибутор "Интерфарма-К" и другие. Оборот группы в прошлом году составил порядка 2,4 млрд долларов США, консолидированная выручка - 1,862 млрд долларов США. Владельцами группы компаний являются председатель совета директоров "Протек" Вадим Якунин (96% акций) и компания Gedeon Richter (4% акций).
Фармацевтическая компания "Сотекс" была образована в 1999 году. Решение о строительстве в Бужанинове специализированного завода по выпуску лекарств совет директоров фирмы принял в 2002 году, а торжественный запуск линий состоялся уже через три года после этого. К слову сказать, новый завод стал обладателем престижной международной премии за лучший инвестиционный проект в фармацевтической промышленности. По словам гендиректора компании Дмитрия Голуба, общая сумма средств, вложенных в завод, оценивается в 46 млн долларов США.
В первом полугодии 2006 года объем продаж "Сотекса" составил 28,6 млн долларов, что на 50% выше, чем в аналогичный период прошлого года. А всего за текущий год компания планирует произвести и продать медицинских препаратов на сумму 60 млн долларов. Аналитики рынка отмечают, что эти цифры значительно превышают аналогичные показатели других российских производителей.
Газета "Вперед"
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?