КАКИЕ "ТОПОЛИ" В ХОТЬКОВЕ!

18 мая 2007 4327

КАКИЕ «ТОПОЛИ» В ХОТЬКОВЕ! Специалисты ЦНИИ специального машиностроения в подмосковном Хотькове проектируют корпус для новой модели "Боинга", и это прекрасно. Замечательные специалисты обеспечены не только признанием, но и достойно оплачиваемой работой.

Однако хорошие композитные материалы нужны не только "Боингу", а еще и МИГу и многим другим великим конструкциям, способным продемонстрировать чудеса при использовании в них композитных материалов хотя бы на среднем мировом уровне.

Если в МИГе уровень композитных деталей приближается к 30 процентам, то нормальный средний уровень подобных деталей в зарубежных аналогах 50-60 процентов.

А в условиях, когда предприятием, выпускающим почти треть производимых в России композитных материалов, владеют стихийные акционеры, - потребности отечественной оборонки вроде бы и некому удовлетворять. По мнению главы "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова, текст письма которого главе "Рособоронпрома" Борису Алешину на днях опубликовала газета "Коммерсантъ-Дейли", ситуация с обеспечением серийного производства вооружений и военной техники композитными материалами стала уже критической.

Можно спорить, эффективны нынешние собственники ОАО или не вполне эффективны. Абсолютно справедливо вспомнить, как в начале 90-х годов тогдашнее правительство России бросило "оборонку" на произвол судьбы. Эксперимент над людьми, абсолютно не готовыми к выживанию в непонятно какой экономике, был не более человечен, чем экспериментальные пуски недоделанных ракет не с наземных полигонов, а с подводных лодок, экипажи которых тоже очень хотят жить.

Тем не менее вряд ли кто станет оспаривать право государства позаботиться о своих стратегических интересах.

"Рособоронэкспорт", уже взявший под свою опеку производство вертолетов, автомобилей, титана и специальных сталей, объявил о создании еще одного холдинга, куда вместе с предприятиями Москвы, Твери, Перми, Обнинска, Балакова неизбежно должен будет войти и хотьковский ЦНИИСМ.

"Рособоронэкспорт" уже называют "теневым министерством оборонной промышленности". Но пока никто не посмел упрекнуть его в чрезмерной заботе об интересах покупателей российских вооружений в ущерб интересам России. Видимо - нет оснований. Он что-то вроде разработанного в ЦНИИСМ адаптера, крепящего выводимый на орбиту спутник земли к ракете-носителю и при собственном весе в сорок килограммов выдерживающего нагрузку в двести тридцать тонн.

Осознав все это, хорошо бы без истерик и спекуляций отнестись к скупке (а не изъятию!) государством акций института, возникшего в 1963 году как советский "ответ" на реализованную американцами шестью годами раньше программу "Поларис".

В ту пору при всем уважении к гению Сергея Королева стало очевидным, что хоть жидкостные ракеты и грозное оружие при наземном базировании, а на подводных лодках они страшны только экипажу. Моряки, будь они хоть трижды героями, неспособны обеспечить должную боеготовность при необходимости то заливать в баки химически активное топливо, то сливать его.

Тогда и появились ампулизированные жидкостные ракеты, созданные в Миассе уральскими "левшами" под началом академика Мокеева. Но оружие "ударных" сил крайне боялось ударов при загрузке ампул с топливом. Любая неаккуратность грозила чудовищными последствиями, более плачевными, чем нападение врага. И тогда сказали свое слово проектные коллективы, рассевшиеся в стандартных блочных корпусах на берегах Камы, Бии и подмосковной Пажи. Даже рассаживали их одинаково. В левом крыле конструкторы, в правом технологи, а посередине администрация "мозгового центра".

Корпуса твердотопливных ракет были сначала металлическими, потом стеклопластиковыми и, наконец, стали органопластиковыми.

Топливные смеси, упаковываемые в корпуса, произведенные в ЦНИИСМ, были довольно дороги. Один килограмм горючего стоил дороже двух килограммов черной икры. "Бадья с икрой", сжигаемая одной только первой "маршевой" ступенью ракеты, достигала веса в семь тонн.

Но за океаном с величайшим интересом следили за успехами наших профи. Система распознавания образов в американских спутниках-шпионах позволяла удовлетворять любознательность почти в полном объеме. И был повод погрустить о том, что выдающиеся творцы, работающие в Хотькове, известны на родине гораздо меньше, чем художники, когда-то творившие в соседнем Абрамцеве.

Много лет назад академик Владимир Челомей, создатель примерно семидесяти процентов советских тяжелых ракет, показывал мне американскую "Ракетную энциклопедию". В ней имелась карта Советского Союза с указанием всех ракетных полигонов нашей страны, фамилиями генеральных конструкторов и указанием тихих дачных поселков, где трудились лучшие умы страны и где никто теперь не снесет оборонное предприятие ради прокладки очередной автомагистрали и не переделает его в бизнес-центр.

Сегодня страна немножко лучше знает своих героев, делающих корпуса для переносных зенитно-ракетных комплексов, легкие бронежилеты для частей специального назначения, выдерживающие попадание десяти пуль в один квадратный сантиметр поверхности, обтекатели головных частей ракет, сверхпрочные резиновые гусеницы для роботов-саперов. Без великих профессионалов из Хотькова никогда не взлетели бы и не добрались до целей ракеты грунтового, железнодорожного, шахтного базирования.

И если англичане любят повторять афоризм Черчилля "У Англии нет постоянных друзей, а только постоянные интересы!" - нам пора без ложной стеснительности воспринимать завет императора Александра Третьего "У России два самых надежных друга - ее армия и ее флот!"

Сегодня император наверняка добавил бы "...и ее инженеры!"

Михаил КАЗАКОВ

P. S. Сейчас в Хотькове замелькали объявления, что компания "Русрегионбизнес" предлагает держателям акций ОАО ЦНИИСМ на выгодных условиях продать их.

Достаточно всего лишь воспользоваться услугами любой из поисковых систем русского Интернета, чтобы убедиться появление "Русрегионбизнеса" всегда предшествует появлению "Рособоронэкспорта".

На правах рекламы.

Газета "Вперед"