Райпо: качество обслуживания на высоте

08 декабря 2006 4390

РАЙПО: КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ВЫСОТЕ Потребительская кооперация - одна из старейших в мире форм экономического самоуправления. Сегодня в этой сфере задействовано около половины населения Земли. Сто одна страна - члены Международного кооперативного альянса.

175-ю годовщину со дня своего образования отмечает сегодня Московский потребительский союз, входящий в Международную организацию. В числе лучших потребительских обществ столичной губернии - Сергиево-Посадское райпо. Именно на его базе проводятся отраслевые семинары и конференции, а перенимать опыт районных специалистов едут даже из самых отдаленных уголков России. Совсем недавно у местных мастеров торговли учились их коллеги из Нижнего Новгорода, Пензы, Кемерова.

Созданное в 1919 году Сергиево-Посадское общество потребителей "Смычка" имело около пяти тысяч пайщиков и владело на селе 42 магазинами, тремя пекарнями, колбасной, бараночной и кооперативной столовой. Сегодня районное потребительское общество по товарообороту - крупнейшее торговое предприятие района. Кроме того, лидер по численности работающих и отчислению налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Несколько десятилетий назад потребкооперация считалась островком капитализма. В магазинах с маркой "КООП" всегда были продукты, которых в обычном торге днем с огнем было не сыскать.

Что представляет собой потребкооперация сегодня? В поисках ответа на этот вопрос мы отправились в Сергиево-Посадское райпо.

РАЙПО: КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ВЫСОТЕ Ориентир на современность

Это крупное торговое предприятие района - один из лидеров по наполнению бюджета. Райпо принимает активное участие в судьбе Хотькова, ищет взаимопонимание с властью. Уже не первый год его ставят в пример всему региону и членам Московского союза потребкооперации. Здесь не только не растеряли потенциал в годы реформ, но и благодаря команде грамотных менеджеров сумели укрепить свои позиции на рынке.

"Мы не боимся конкурировать по качеству торговли с любой коммерческой структурой, - говорит председатель райпо Раиса Надежда. - К тому же, желающих заняться торговлей на селе совсем немного. А несколько лет назад правление приняло стратегическое решение: мы возобновили закупку у населения овощей, фруктов, мяса, меда".

Райпо развивается из года в год. Сейчас в системе районной потребкооперации несколько десятков магазинов с универсальным, широким ассортиментом товаров. Есть свои склады, овощная база и кондитерский цех, школьные столовые, кафетерии, собственный специализированный автопарк, обслуживающий городскую и сельскую торговлю. В минувшем году удалось открыть социально доступный магазин "Ветеран", торгующий с 10-15-процентной скидкой на основные группы товаров.

Сергиево-Посадское райпо давно зарекомендовало себя как солидное и надежное предприятие. Поэтому именно сюда в большинстве случаев обращаются за помощью в организации ярмарок и мобильных кафе при проведении праздников. Клиенты знают, что кооператоры представят солидный ассортимент по приемлемым ценам. При этом качество обслуживания будет на высоте.

Райпо старается предоставлять покупателям современный уровень обслуживания, ведь никому не хочется стоять в очереди, где продажа идет через прилавок. На сегодняшний день несколько магазинов полностью переоборудованы и переведены на новый формат торговли с применением автоматизированной системы обслуживания покупателей. В селах появились магазины, отвечающие современным требованиям по оснащению торговым, холодильным и другими видами оборудования.

Сельский магазин райпо по ассортименту товаров и перечню предоставляемых дополнительных услуг зачастую не отличишь от городского. Теперь любой даже небольшой магазинчик может потягаться с крупным супермаркетом. Здесь предложат фотоуслуги, подгонку швейных изделий по фигуре, подарочную упаковку товаров, доставку на дом крупногабаритной бытовой техники и мебели. А все это для сельмагов особенно важно.

Несмотря на то, что больше половины торговой сети райпо приходится на село с относительно невысоким уровнем дохода, где прибыль получить очень трудно, районная потребкооперация ежегодно наращивает розничный товарооборот и производственную базу. В условиях жесткой конкуренции с частными торговыми фирмами и рынками такой результат был достигнут прежде всего благодаря высокому профессионализму кооператоров, грамотному изучению спроса, новыми формами и подходами работы с населением.

Руководители общества давно поняли, что пора возрождать традиции Саввы Мамонтова. Поэтому взяли шефство и перечисляют деньги приюту для девочек в Покровском монастыре. Помогают приобрести товары первой необходимости, детские подарки к праздникам и оргтехнику приюту "Надежда", детскому отделению МОПБ № 5, районному совету ветеранов. Принимают участие в формировании посылок в подшефную району часть в Чеченской республике.

Но, помогая нуждающимся, райпо не забывает и своих сотрудниках, а их в организации более 600 человек. Каждому работнику предоставляются социальные гарантии в соответствии с Трудовым кодексом, а этим может похвастаться далеко не каждое предприятие торговли. Помимо этого здесь всегда готовы оказать материальную помощь сотрудникам и порадовать их семьи к праздникам продуктовыми наборами. Кроме того, в райпо заботятся и о своем будущем, поэтому вкладывают деньги в образование работников. Человек, проработавший в организации более 5 лет, может рассчитывать на 70-процентную оплату стоимости обучения в вузах МСПК. А среднее профессиональное звено - кооперативный техникум, расположен непосредственно в стенах здания райпо.

Сельмаги - центры общения

Село хотя и было всегда кормильцем городов, но обижали его часто. И объектов социальной инфраструктуры, и объектов торговли нашей деревне недостает и по сей день. Есть даже села, жители которых вынуждены ходить за товарами первой необходимости за несколько километров.

Очень важно, что основополагающая задача потребительской кооперации - быть полезной каждому конкретному человеку на селе. Есть несколько деревень, где зимовать остаются лишь 3-4 человека. Но это люди. И задача, которую ставит перед собой райпо, - не оставить их без внимания.

Десять лет назад Сергиево-Посадское райпо стало заново "осваивать" село. Жители деревни Закубежье, к примеру, до открытия здесь магазина потребкооперации давно не ели свежего хлеба. До сих пор магазины райпо остаются единственными в деревнях Репихово, Морозово, Трехселище, Ахтырка, Ченцы, Озерецкое.

Как известно, на селе магазин зачастую это по совместительству еще и клуб. Поэтому в большинстве из них есть кафетерии.

Как и полагается хоть и малокалиберному, но супермаркету, к примеру в Репиховском магазине есть все: от хлеба и круп до вина и сопутствующих хозтоваров. Летом за счет дачников магазин прибыльный, зимой с выручками хуже. По примеру сельских лавок дореволюционной России местным пенсионерам многие товары дают в долг, записывая их в "амбарную" книгу.

Три года назад после преобразования магазина в поселке Мостовик из обычного в магазин самообслуживания многие жители возмущались: зачем? Теперь же все настолько привыкли, что по-другому свою жизнь им и представить трудно. "Посмотрите, как удобно самообслуживание и покупателям, и нам, - говорят продавцы сельских магазинов. - Многие входят в торговый зал без корзинок, а потом одно возьмут, другое, третье и за корзиной возвращаются. Потому что вот он весь товар, перед вами: смотрите, выбирайте, никого не надо просить подать, показать. А для москвичей такая форма торговли вообще привычнее". Представьте себе, на селе в магазинах самообслуживания товары, как бы это помягче сказать, почти не воруют, люди, говорят, в деревне честнее. И руководство райпо с удовольствием отвечает на их запросы. К примеру, именно по инициативе жителей в магазинах Селкова, Васильевского, Марьина открываются аптечные пункты. Мелочь, а жителям села приятно, ведь ближайшая аптека в десятках километров.

В Сергиево-Посадском райпо на селе расположено более 60 процентов магазинов. Есть убыточные, но и их содержат за счет городских, прибыльных. Но гордостью предприятия справедливо считается Хотьковский торговый центр.

Первый супермаркет

Именно так когда-то называли торговый центр "Любимый", потому что в его стенах скорее трудно чего-то не найти, чем наоборот. И год от года этот магазин повышает уровень требований к себе. Несколько лет назад отделы были переоборудованы по принципу самообслуживания, за что получили особую благодарность покупателей.

Есть в торговом центре небольшой прилавок, мимо которого не проходит ни один покупатель: прилавок со свежей выпечкой из собственной пекарни. Кулебяки и открытые пироги, ватрушки, булочки и даже замысловатые хлебные корзины... От изобилия и запаха кружится голова.

Еще одно фирменное ноу-хау торгового центра - прием врача в аптечном пункте. По вторникам здесь принимает и совершенно бесплатно консультирует по приобретению лекарств врач-терапевт. Сначала предполагалось, что он будет оказывать помощь только работникам райпо, но посетители пришли, и им же не откажешь. Так и повелось.

Не зря торговый центр "Любимый" расположился в самом центре Хотькова. Ведь о городе, прежде всего, судят по его культуре. А культура торговли - вещь особая, показательная. И Хотькову здесь стыдиться нечего.

Наталья АНДРЕЕВА

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"