К БОКОВУ, В ПЕРЕДЕЛКИНО...

21 сентября 2009 2586

К БОКОВУ, В ПЕРЕДЕЛКИНО19 сентября поистине народному поэту России Виктору Федоровичу Бокову исполнилось 95 лет!

…Скажу честно — мне очень хотелось побывать в эти хлопотные предъюбилейные дни в Переделкине — знаменитом писательском поселке под Москвой, где вот уже 43 года живет со своей супругой Алевтиной Ивановной настоящая легенда русской поэзии (да ко всему прочему еще и наш земляк) Виктор Федорович Боков. Заранее созвонился с Алевтиной Ивановной, ведущей сейчас все дела и по дому, и по согласованию юбилейных мероприятий на «малой родине» в деревне Язицы, а также юбилейного вечера в концертном зале им. Чайковского в Москве.

Но встречи не получилось — Виктор Федорович сейчас под неусыпным присмотром верной спутницы жизни и не может, как еще год-другой назад, сыпать меткими народными прибаутками во время задушевной беседы.

— Чуточку прихворнул Виктор Федорович, — сказала мне в телефонном разговоре Алевтина Ивановна. — Мне вот как раз сейчас по времени нужно дать ему сердечные лекарства и от давления (выписал врач, который регулярно заходит к нам), так что перезвоните через полчасика.

Пока есть время, заглядываю в недавние публикации о Бокове. Книгу «Чистый четверг», изданную в 2001 году (поэту было «всего-то» 87 лет), сам Виктор Федорович считает своим несомненным достижением. В письме к другу Юрию Баншину он пишет: «Я ее перечитываю и удивляюсь: неужели это я написал, Витька Боков, озорник сельский, бродяга лесной, заоблачный?»

Спустя 30 минут мы возобновили телефонный разговор с супругой поэта.

— Алевтина Ивановна, все, кто непосредственно общался с Виктором Федоровичем, отмечают его живость и даже особое озорство…

— Ну, вы сами представьте — мы как-то приехали погостить в Язвицы (тогда ему лет 55 было), так он на самую маковку высокой ели забрался, чтобы мне ветку с красивыми шишками срезать, — смеется давним воспоминаниям моя собеседница. — Всю жизнь, что я его помню, он был мобильный и подвижный. Да что там говорить — он ведь свой 90-летний юбилей сам организовывал! Тогда и Людмила Георгиевна Зыкина была почетной гостьей. А если всех давних друзей и коллег по поэтическому цеху вспоминать, кто за эти годы на его юбилейных вечерах был, бумаги не хватит. До сих пор помнится 80-летие, которое проходило в Колонном зале Дома союзов в Москве. Открывал его сам Сергей Владимирович Михалков (он Виктора Федоровича всего на полтора года был старше). Когда Бокову было 89 лет, мы вместе с ним приезжали на открытие дома-музея в родных Язвицах — ничего, даже банкет по этому случаю был нипочем! А когда уже было «за 90», мы с Виктором Федоровичем регулярно выезжали на вечера и концерты в Центральный дом работников искусств…

— Алевтина Ивановна, так это в том самом «юбилейном» 1994 году у вас в «переделкинском» доме премьер-министр России Виктор Черномырдин «зажигал» на баяне?

— (Смеется). Да, было такое дело. После юбилейного вечера в Колонном зале, который прошел с огромным успехом, приезжаем мы домой, с нами композитор и давний товарищ Виктора Федоровича Саша Аверкин. По русскому обычаю идет неспешное застолье — и вдруг звонок в калитку. Я выхожу — смотрю, черные машины, возле них плотные ребята в костюмах стоят. И мне говорят: «Сейчас к вам приедут с поздравлениями высокие гости…» Но кто именно, не говорят — лишь только все вокруг тщательно проверили.

Когда я это сказала Виктору Федоровичу, он мне сразу сказал: «Чтобы никаких подобострастных движений я не видел! Как гуляли, так и будем дальше веселиться…»

Тут дверь открывается и… входят председатель правительства России Виктор Черномырдин и его заместитель Александр Заверюха! Дача у нас по размерам совсем небольшая, а тут куча сопровождающих фотографов набежала, щелкают со всех сторон. А меж тем завязался душевный разговор у нас с высокими гостями — как о песне не вспомнить? Но как назло Аверкин свой замечательный «фирменный» инструмент оставил в Москве. Тогда я побежала по соседям — и нашла у кого-то старенький потертый баянчик. Но Саша — музыкант замечательный, как растянул меха — и понеслись песни на стихи Виктора Федоровича! Пели все, и какой голос замечательный оказался у вице-премьера Заверюхи (как он сам рассказал, у них все четыре брата певуны знатные!).

Виктор Степанович тогда, разгорячась, тоже исполнил на баяне что-то из своего юношеского «репертуара». Потом воспоминания пошли о тех временах, когда песни на стихи Виктора Бокова в российской «глубинке» чуть ли не народными считали. «Как время у вас в доме быстро пролетело», — с сожалением сказал тогда на прощанье Черномырдин. Об этой памятной встрече у нас осталась видеозапись — с удовольствием иногда ее пересматриваем…

— Как Виктор Федорович к осени относится?

— Очень любит пору, когда довелось родиться. Не зря ведь один из своих любимых поэтических сборников назвал «Боковская осень» (он очень благодарен землякам из Сергиева Посада, которые в нелегком 1996 году помогли с его изданием). В эти дни чуточку похолодало, так что Виктор Федорович редко в сад выходит. Поэтому мы подолгу беседуем с ним обо всем на свете, слушаем записи, где он читает свои стихи разных лет (на CD-диски нам их «перегнал» краевед и первый

директор дома-музея в Язвицах Владимир Самсонов из Краснозаводска, который в свое время записывал эти выступления в любительской студии). Конечно, сейчас не стало больших поэтических вечеров (за залы нужно платить большие деньги), но еще в начале перестройки Виктор Федорович сказал: «Я поэт и буду заниматься своим делом…» Хотя он уравновешенный человек, но никогда не соглашался, если его просили перед поэтическим вечером заранее расписать всю программу: «Как пойдет — так и буду выступать…» И всегда выходило очень интересно, зрители долго не отпускали.

— Алевтина Ивановна, я знаю, что вы уже 40 лет рядом с Виктором Федоровичем. Как это произошло?

— Сама я родом из «соловьиного» края, из Курска. Там в свое время закончила музыкальную школу — и потому уже тогда знала все боковские песни. Но работала педагогом, а затем в советском Госплане у Н. Байбакова (там издавался ведомственный журнал, для которого я переводила с английского деловые статьи). Однажды пришла в гости в один дом — там был и Виктор Федорович, который завоевал меня… мгновенно. Он под впечатлением той встречи написал стихотворение «Алевтина».

— У вас наверняка в эти дни телефон от поздравлений накалился?

— Да, и это очень приятно, что люди со всей России помнят поэзию Бокова. (Алевтина Ивановна читает мне одно за другим несколько прекрасных стихов своего спутника жизни — причем это получается у нее очень задушевно.)

— Спасибо вам за все! Здоровья Виктору Федоровичу от всего коллектива газеты «Вперёд», где он опубликовал свой первый стих!

…В центральной районной библиотеке им. В. Розанова на днях я долго стоял у оформленного в стиле школьной стенгазеты стенда. Он был посвящен 95-летию Виктора Федоровича. Между фотографией мальчишки в простенькой рубашке и пиджачке («Виктору Бокову 14 лет») и вторым снимком «Виктор Боков в Переделкине» помещено пронзительное стихотворение:

«Я видел Россию. / Она поднималась / Туманом над речкой / И светлой росой. / Шла женщина русская / И улыбалась, / За женщиной следовал / Мальчик босой…/

А завершают немногословный юбилейный стенд прозаические строки, к которым трудно что-либо добавить: «Малая моя родина — место, где я родился и рос, где нашел свой первый гриб, где поймал первого своего окуня — деревня Язвицы Сергиево-Посадского района Московской области. Это в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры. В. Боков».

Газета "Вперёд"