ТАКСОМОТОРНЫЙ БЛЮЗ

14 декабря 2009 4134

Со словом "такси" у всех ассоциации разные. Кто-то вспомнит, как однажды забыл там зонтик. Кто-то — как забирал жену из роддома и просил, чтобы машину покрасивей прислали. А на своей не поехал, потому что выпил на радостях. Третий, студент — как каждую субботу гордо ездил на такси из ночного клуба. А теперь сессия на носу и деньги кончились, подрабатывать некогда. Четвертый, бывалый — как в советские времена ночью у таксистов водку покупал, почему-то она всегда у них была. Любитель эстрады — песню "зеленоглазое такси, о-о-о-о" и Михаила Боярского в усах и шляпе. В общем, такси — это настолько неотъемлемая часть нашей жизни и даже культуры, что представить себе нашу жизнь без него довольно затруднительно.

При этом о наших таксомоторах мы, как правило, не знаем ничего, кроме номера, записанного на бумажке возле домашнего телефона или внесенного в память мобильника. Между тем узнать можно многое.

Много ли в Сергиевом Посаде служб такси? Сколько в них машин? Какие требования предъявляются к таксисту и его машине? Откуда берутся расценки и почему они бывают разными? Почему такси у вокзала всегда намного дороже? Что делать, если забыл в машине телефон? Ответы на эти и многие другие вопросы искал наш корреспондент.

Официально

За официальной информацией мы обратились в администрацию Сергиева Посада. Вот что рассказал нам начальник отдела транспорта, связи и дорожного хозяйства Андрей Досавицкий.

ТАКСОМОТОРНЫЙ БЛЮЗ

— Работа служб такси регулируется законом Московской области о транспортном обслуживании населения и утвержденным министерством транспорта "Порядком организации перевозки пассажиров и багажа легковыми такси".

На основании этого закона при администрации Сергиева Посада работает межведомственная комиссия, которая контролирует работу служб такси на территории города. На сегодняшний день договоры с администрацией заключили 19 предпринимателей. Эти службы такси проверены и соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законодательством. То есть пользоваться их услугами, с точки зрения городской администрации, безопасно. На их работу, если вам что-то не понравилось, можно жаловаться в отдел транспорта по телефону 541-33-07, ваши слова выслушают, запишут и примут меры. Если жалоб будет очень много, администрация разорвет соглашение с проштрафившейся службой.

У легального такси на крыше должны быть светящиеся световые коробы, а на боку — “шашечки”. Внутри салона — карточка с фотографией водителя и его именем. И специальная карточка желтого цвета с печатью администрации. Ее каждая машина получает индивидуально, они, можно сказать, именные.

Легальных таксомоторов в Сергиевом Посаде сегодня около двухсот пятидесяти. Анализ пассажиропотока показывает, что этого должно хватать. Исключение могут составлять праздники, когда на машины особый спрос.

Цены на проезд из точки А в точку Б утверждаются самими предпринимателями по принципу свободной конкуренции. Стоимость большинства конкретных маршрутов (с одной улицы на другую) расписана в специальном документе, который предоставляется в администрацию. Если предприниматель хочет изменить цену, он должен известить об этом администрацию за десять дней.

Стоимость услуг в праздничные и обычные дни не должна различаться. Если различается — это самодеятельность и нарушение, на которое можно жаловаться.

Перед выездом на линию машины должны осматриваться механиками, а водители — медиками.

Все пассажиры в легальных такси застрахованы.

В ближайшем будущем администрация планирует убедить все легальные службы такси оснастить свои машины таксометрами. Цена этих устройств не так велика, около 4 тысяч рублей. Стоимость поездки будет определяться по счетчику, как было когда-то.

Такси, стоящие около вокзала, существенно дороже обычных, об этом знают все. При этом с точки зрения администрации все они — нелегальные, это просто частники. Для решения проблемы планируется открыть для легальных такси въезд на привокзальную площадь, как для маршруток и автобусов.

Неофициально

Есть и неофициальная информация, которую мы почерпнули у самих таксистов, которые согласились пообщаться с нами на условиях анонимности.

Некоторые требования, которые по правилам должны предъявляться к таксомоторам, вызывали у них удивление. Например, о том, что на машине обязательно должна быть наклейка, никто из наших собеседников не слышал. О специальных желтых карточках, выдаваемых администрацией, слышали все, но у многих, по их словам, таких нет. Хотя бы из-за того, что текучка кадров большая и не все занимаются этой работой постоянно. Многие просто подрабатывают и "портить" внешний вид машины не хотят.

Это, кстати, хорошо заметно хотя бы по тому, что в последнее время среди такси появилось довольно-таки много новых автомобилей. Как правило, это не очень дорогие иномарки или "Лады", купленные в кредит. Кризис ударил по доходам, кредит надо возвращать, работа в такси в этом случае — дополнительный заработок.

Относительно много среди таксистов и тех, кто по каким-либо причинам потерял работу вовсе — сократили, уволили, закрыли фирму. Пока не нашлось чего-то нового, человек таксует, чтобы свести концы с концами. Некоторые при этом остаются надолго, некоторые уходят при первой же возможности.

Слухи о том, что работа в такси приносит много денег — миф. Увы, это не Клондайк. Конечно, у опытных таксистов доходы больше, чем у новичков, но и они, как правило, не превышают полутора-двух тысяч за хорошую смену. За плохую — 500-800 рублей. Из них нужно вычесть оплату услуг оператора (обычно 400-500 рублей) и расходы на бензин. В праздники доходы больше — люди платят щедрее да и заказов много. Летом доходы тоже больше, так как много дачников.

Медосмотр перед сменой, по словам наших собеседников, в их службах действительно проводится. А вот машины смотрят далеко не везде. Один из таксистов рассказал нам, что, когда он пришел устраиваться, его просто спросили, что у него за машина, этим и ограничилось.

Работа в такси непроста как для людей, так и для техники. За месяц пробег автомобиля может составить 5-7 и более тысяч километров. С учетом качества наших дорог приходится тратиться на техобслуживание. Некоторые не тратятся, а, просто "убив" машину, продают ее и покупают другую, иномарку средней руки можно найти недорого.

Если вы видите, что "шашечки" не закреплены на крыше, а лежат в салоне — можно быть уверенным в том, что водитель просто выехал на подработку. Если "нелегала" поймают с "шашечками" на крыше, он заплатит штраф, который может налагать транспортный отдел администрации или сотрудники ГИБДД. Тот же вывод делайте и в случае, когда таксист снимает "шашечки" с крыши после того, как взял пассажира: подрабатывает.

Если вы забыли в такси сумку или телефон — звоните в службу, где заказывали машину, и сообщите об этом. Если вы действительно оставили вещь в машине, а не потеряли где-то еще, вам ее вернут. Забыли телефон — догадайтесь позвонить на него, таксист ответит и тоже вернет. Случаи воровства, как утверждают наши собеседники, редки, хотя исключать их нельзя.

Нередко возникают недоразумения по оплате поездки: диспетчер сказал одну цену, таксист называет другую. Чаще всего это происходит из-за того, что при заказе пассажир не уточняет четкого маршрута, говоря что-нибудь очень общее вроде "со Скобянки на Кировку". Лучше уточнять, тогда и недоразумений будет меньше. В любом случае вы можете перезвонить диспетчеру и узнать, кто прав.

Нетрезвые заказчики, знайте: таксист имеет полное право не взять вас на борт, если сочтет, что вы слишком пьяны и неадекватны. Рассчитывайте свои силы и вообще ведите себя прилично.

Любой таксист рад, если у него есть постоянные клиенты, которые приносят ему постоянный доход. Если машина вам глянулась — не стесняйтесь спросить у таксиста телефон, чтобы вызвать его в следующий раз. И вам удобно, и ему.

Просто так стоять в районе вокзала "обычный" таксист не может, там, как говорят, "все схвачено". Непонятливому могут и колеса проткнуть, и еще что похуже сделать. Жаловаться бесполезно: мало ли что на вокзале бывает, приезжих много. Надо договариваться и платить, но наши собеседники говорят, что мало кто хочет связываться. Цены на услуги там выше просто из-за монопольного положения: чужие здесь не ходят. То есть не ездят.

О переходе на работу по таксометру наши собеседники отзывались по-разному. Кто-то считает, что это будет удобней и выгодней, кто-то предпочитает ныне существующую систему, к которой все привыкли. Общее одно: денег на приобретение оборудования жалко всем.

ИСТОРИЯ ТАКСИ

В 1907 году газета "Голос Москвы" сообщила: "В Москве появился первый извозчик на автомобиле". Какой-то чудак-шофер не придумал ничего лучшего, как повесить к своему небольшому авто плакат: "Извозчик. Такса по соглашению".

ТАКСОМОТОРНЫЙ БЛЮЗ

За последующие десять лет сфера такси в крупных городах развивалась достаточно бурно. Но в 1917-м она прекратила свое существование, как и многие другие атрибуты "буржуазной жизни". И только в декабре 1924 года Моссовет принял решение о покупке 200 автомобилей-такси марок Renault и Fiat. Первые 15 таксомоторов начали эксплуатироваться с июня 1925-го. Плата за версту устанавливалась в 50 копеек, за один час проезда — 4 рубля 50 копеек. Причем ночью действовала 25-процентная наценка.

До 1926 года такси были только в Москве и Ленинграде, причем если наш автопарк исчислялся в сотнях машин, то за рубежом — в тысячах.

Так что до массового выпуска автомобилей ГАЗ-А всерьез говорить об отечественном такси не приходится. Новая страница истории такси была открыта в 1934 году, когда началось производство отечественных легковых автомобилей. Конвейерная жизнь модели "А" была недолгой — всего четыре года, но за этот период количество советских такси увеличилось более чем в шесть раз.

Но все же первые "ласточки" Горьковского завода по-настоящему погоды не сделали. Только с появлением "эмок" в 1936 году такси стало по-настоящему массовым и доступным видом общественного транспорта. В 1938-м для улучшения обслуживания москвичей и транзитных пассажиров были открыты маршруты легковых такси ЗИС-101, связывающие московские вокзалы, аэропорт и обслуживающие магистрали с наибольшими пассажиропотоками.

После войны основным автомобилем такси становится ГАЗ-М20 "Победа", а Горьковский завод — монопольным производителем "механических извозчиков". В 1948 г. для такси было введено внешнее отличие от других легковых автомобилей: шахматная полоса по бортам кузова и световой сигнал — зеленый огонек, "такси свободен".

Эра "Волги", продолжающаяся и по сей день, открылась "двадцать первой" моделью в 1957 году. За характерную красно-белую отличительную окраску их прозвали "красными шапочками". Сначала так красили машины после "капиталки", потом "красные шапочки" стали поступать с конвейера.

ГАЗ-24 и ГАЗ-24-02 — новая история отечественного такси, которая началась в 1970 году. Ревнивые поклонники культовой "Волги" ГАЗ-21 не сразу признали достоинства "двадцать четвертой" — внешне она кардинально отличалась от предшественницы. Однако в потребительском плане ее превосходство было очевидным: 98-сильный двигатель, 4-ступенчатая коробка передач, эффективная по тем временам система вентиляции и отопления, хорошая обзорность и плавность хода повысили комфортность машины. Практически без существенных изменений этот автомобиль производился в течение 15 лет.

СПРАВКА

Tакси, с которыми у администрации Сергиева Посада есть договоры о качестве услуг: такси "Авто-Люкс", "Бригада", "Бриз", "Все для вас", "Городское", "Дилижанс", "Елена", "Зеленоглазое такси", "Классик-авто", "Миг", "Такси Надежд", "Пятерочка", "Семерочка", "Твое", "Удача", "Ферма", "Экипаж", "Мустанг", "Европа"

Информация предоставлена отделом транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Сергиева Посада

Александр КОНДРАТЬЕВ

Газета "Вперед"