ОТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ДО ПРЕЗИДЕНТА БОРИСА

14 декабря 2009 4823

12 декабря — День Конституции. В нашей стране она далеко не первая, однако, в отличие от многих других стран, единый для всех Основной закон впервые появился у нас только в ХХ веке. В нашем материале мы хотим рассказать об истории создания российских конституций и о том нелегком пути, который для этого пришлось проделать России и ее гражданам.

"Хотим Константина и жену его Конституцию!"

Принято считать, что первые конституционные проекты появились в России при Александре I. Имеются в виду частично реализованный "План государственного преобразования" Михаила Сперанского, разработанный в 1809 году, и "Уставная грамота" Николая Новосильцева (1811 год), вовсе не увидевшая свет.

Бурно работали над проектами конституционного характера и декабристы. Это, конечно же, "Русская правда" Павла Пестеля и проект Никиты Муравьева, который так и назывался: "Конституция". Кстати, первое употребление этого термина в русском политическом обиходе. Хотя она и не была принята декабристами как основополагающий документ движения, успех имела. Предусматривалось введение конституционной монархии, федеративное устройство, гражданское равноправие, свобода слова, печати, вероисповеданий, освобождение крестьян при сохранении помещичьего землевладения.

Конечно же, в нашем городе никаких отзвуков этого проекта не имелось. Хотя в Сергиевом Посаде живут прямые потомки Никиты Муравьева по женской линии.

Передававшееся из уст в уста частное свидетельское воспоминание о восстании декабристов гласит: накануне выступления офицеры внушали солдатам: требуйте Константина (то есть Константина Павловича, второго сына императора Павла, младшего брата Александра) и Конституцию. Но солдатики все поняли по-своему и выкрикнули следующую речевку: "Хотим Константина и его жену Конституцию!"

Активная проработка проектов конституционного характера велась в окружении Александра II, царя-реформатора. Однако террористический акт 1 марта 1881 года, оборвавший его жизнь, надолго прервал всякие помыслы об этом.

Часто историки называют Конституцией "Манифест 17 октября 1905 года", даровавший гражданам империи свободу слова и совести, привлекавший к выборам в Думу "те классы, которые ранее совсем были лишены избирательных прав" и не допускавший принятия законов без одобрения парламента (впрочем, у императора оставалось право "вето"). Принятие манифеста ознаменовалось массовыми манифестациями в городах России. По странному стечению обстоятельств это совпало с началом "сезонных" драк в русской провинции. Начинали "гулять" рекруты, то есть забриваемая в армию молодежь. Поэтому очень часто политические манифестации переходили в обычный мордобой, сдобренный в духе времени легким налетом политики.

Учредительное собрание

К лету 1917 года страну заполонили обесцененные ассигнации "Временного правительства" с изображением Таврического дворца и знака свастики (да-да, это правда) и не менее обесцененные "демократические" мифы, основным из которых было Учредительное собрание. Ему предстояло даровать России Конституцию.

ОТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ДО ПРЕЗИДЕНТА БОРИСА

Перед нами — уникальный документ, "Именное удостоверение для явки на выборы в Учредительное собрание" по избирательному списку №394 на имя жителя деревни Охотино Андрея Петровича Кузина. Удостоверение давало право явиться "для подачи конверта с избирательной запиской об избрании членов Учредительного собрания" 12 или 13 ноября 1917 года. На оборотной стороне процитированы "Положение о выборах в Учредительное собрание" и "Наказ о применении положения о выборах", в целом повторяющие подобные документы императорских времен.

Несмотря на понятные трудности, выборы прошли. Заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 года в Таврическом дворце. Небольшевистское большинство не утвердило большевистские декреты, принятые в ноябре-декабре 1917-го. Тогда большевики попросту силой разогнали собрание.

Первая советская

Первая советская Конституция была принята Пятым съездом Советов и опубликована 19 июля 1918 года. Этот документ стал первым юридическим актом подобного характера в истории России. В Конституцию была включена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая 12 января 1918 года, и резолюция "О федеральных учреждениях РСФСР". В городах и сельской местности предусматривалось образовывать Советы — основные ячейки Советской власти. Избирательное право становилось привилегией "только трудового населения — рабочих, крестьян-середняков и бедняков, служащих, милиции, Красной армии и флота, а также лиц свободных профессий и членов семейств указанных категорий". Пункт 65 Конституции сообщал: "Лишаются избирательного права все, эксплуатирующие чужой труд с целью извлечения выгоды, живущие на нетрудовые капиталы, служители культов и лица, занимавшие ответственные должности в царском гос. аппарате". При этом оговаривалась возможность "распространения советской конституции, по мере прекращения сопротивления эксплуататоров, на все население".

Через несколько лет на свет появился СССР, и для него в январе 1923-го приняли новую Конституцию. Она включала в себя текст Союзного договора и статьи, относящиеся к устройству органов власти Союза, но не включала пунктов о правах и обязанностях граждан, местном самоуправлении, общественном устройстве. Эти главы были помещены в Конституции РСФСР, принятой 11 мая 1925 года.

ОТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ДО ПРЕЗИДЕНТА БОРИСА

"Сталинская"

Распространить действие Конституции на все население власти решились только к середине 30-х годов. При этом началась подготовка еще одной, уже третьей по счету Конституции. Широкое обсуждение на страницах печати, в производственных коллективах, почти военные сводки о количестве поступивших от трудящихся добавлений и предложений — вот отличительные признаки подготовки Конституции 1936 года. При этом везде упорно подчеркивалось формирование в стране совершенно новой общественно-политической ситуации.

Перед нами очерк из газеты "Вперёд": "Новые люди — новая Конституция". Речь идет о работницах трикотажной фабрики. "Стахановцы — это новые люди. Чтобы наглядно показать, что это не лозунговая фраза, а факт — достаточно одного штриха. Что читает стахановка трикотажной фабрики Богоявленская Екатерина Ивановна?" Далее перечислен круг чтения рядовой советской работницы, но важно не это. В маленьком Загорске тогда все прекрасно знали, что "стахановка" — дочь "лишенки", жена сына служителя культа, тоже "лишенца". Рядом в газете — имя девушки из семьи церковного старосты. В одном ряду с ними — "чисторожденная пролетарочка". По новой Конституции все равны! Все становились гражданами одной великой страны. И новый поселок, появившийся на западной окраине города, стал называться "Гражданским".

15 ноября 1936 года IV районный Чрезвычайный съезд Cоветов одобрил проект Конституции СССР, о чем было телеграфировано в Москву. Интересен состав президиума этого местного съезда. Рядом сидели писатель М. Пришвин и первый коммунист города В. Терехин, разрывавшийся между поиском "противников генеральной линии партии" и решением хозяйственных вопросов. Первый директор ЗОМЗа С. Будник, создавший завод на пустом месте и расстрелянный полтора года спустя как "вредитель". Стахановка Коварская, энтузиаст спасения "детей улицы" в 1920-е годы и одна из создательниц Трикотажной фабрики. Самовлюбленный садист, собственными руками забивший до смерти художника Тимирева, начальник УНКВД Н. Сахарчук... Срез общества интересный и показательный.

5 декабря новая Конституция была принята VIII Чрезвычайным съездом советов СССР. Также съезд постановил считать 5 декабря всенародным праздником — Днем Конституции СССР, "Конституции победившего социализма".

Однако вскоре стало не до праздников. Уже через несколько дней разосланная по районным газетам официальная статья, посвященная Конституции, открыто заявила, что необходима еще более жесткая борьба с невидимым врагом и обострение классовой борьбы по мере победы социализма. Массовые репрессии конца 1930-х, разгул и разгром "ежовщины" лишь подтвердили это общее направление государственной политики.

"Брежневская"

Время конституционных поисков — так можно смело назвать несколько последних десятилетий ХХ века. Еще на гребне "оттепели", на ХХI И ХХII съездах КПСС неоднократно ставились вопросы о необходимости принятия новой Конституции. Мотивировалось это так: социализм в СССР одержал полную и окончательную победу, а советский народ вступил в период развернутого строительства коммунизма. Государство диктатуры пролетариата переросло в общенародное государство. 25 апреля 1962 года по инициативе ЦК КПСС Верховный Совет СССР принял постановление "О выработке проекта новой Конституции СССР" и избрал Конституционную комиссию.

Проект новой Конституции был вынесен на всеобщее обсуждение нескоро — лишь в 1977 году. Ее обсуждение шло на фоне всеобщего изучения произведений Л. И. Брежнева — "Малая Земля", "Целина", "Возрождение", поэтому новую конституцию, по аналогии со старой "сталинской", стали называть "брежневской", но уже с большой долей иронии. Иллюзий она уже не вызывала.

ОТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ДО ПРЕЗИДЕНТА БОРИСА

Так в итоге и вышло. Новая Конституция закрепила руководящую роль партии, но вместо "диктатуры пролетариата" теперь говорилось об "общенародном государстве" и "новой исторической общности — советский народ". День принятия новой Конституции, 7 октября, был объявлен праздником.

Затем началась Перестройка, и необходимость смены Основного закона снова стала актуальной.

"Давайте примем эту Чудесную Конституцию!"

Сегодня уже никто не вспомнит ни этих слов, ни сказавшего их Руслана Хасбулатова на одном из бесконечных заседаний Верховного Совета РСФСР начала 1990-х.

Первым проектом, выплеснувшимся на политизированного обывателя, стал проект конституции опального физика и правозащитника Андрея Сахарова. Затем последовала так называемая "румянцевская" конституция, разработанная либеральными политиками в 1990 году. Один из тогдашних "желтых" политизированных еженедельников призывал читателей создавать свои варианты конституции. К началу 1990-х сложилось два основных варианта документа — парламентский, предусматривавший парламентскую форму правления, и президентский, видевший Россию как президентскую республику. Иногда парламентский вариант звали "хасбулатовским", по имени спикера Верховного Совета Руслана Имрановича Хасбулатова, а президентский — "ельцинским", по имени президента Бориса Николаевича Ельцина.

Борьба идей, как у нас и заведено исстари, довольно быстро перешла в митинговое противостояние. Возможно, кто-нибудь из читателей даже вспомнит плакаты, которые развешивали сторонники ОПО "Обновление" в нашем городе: узнаваемый по графике "Московского комсомольца" Хасбулатов примеряет седло драной коровенке и текст "Вся власть Советам, все седла — коровам". Чем все кончилось — не стоит лишний раз напоминать.

Новая российская Конституция была принята в рекордно сжатые сроки. Ее утвердил уже не выборный орган, а референдум 12 декабря 1993 года. День Конституции снова вернулся в декабрь.

Александр ЛУНЕВСКИЙ

Газета "Вперед"