НАТАЛЬЯ НЕМИРОВИЧ: "Я ЩЕДРАЯ НА ПЯТЕРКИ"

01 сентября 2010 3668

Она никогда ничего не боялась, и когда сдавала вступительные экзамены в институт, и когда впервые переступила порог своего первого школьного кабинета и на редкость уверенно спокойно начала урок. Не боялась и тогда, когда ее в числе 32 педагогов района выдвинули в качестве соискателя награды по национальному проекту «Образование» в Московскую область, а потом с коллегой — биологом из школы №14 Натальей Николаевной Сенькиной — пришлось дебютировать на том же проекте только уже на уровне федерации. Теперь о простой учительнице Наталии Николаевне Немирович из школы №6 Сергиева Посада знала уже вся Россия. И вроде нечего было уже бояться, а вот нахлынуло разом, пережитое за долгую тридцатилетнюю педагогическую жизнь, застряло комом в горле и не хотело отпускать…

НАТАЛЬЯ НЕМИРОВИЧ: «Я ЩЕДРАЯ НА ПЯТЕРКИ»Мечта родом из детства

— Я родилась в Сергиевом Посаде в семье рабочих, — вспоминает Наталия Николаевна. — Никто из моих родных никогда не был педагогом, однако мама мечтала быть учителем, даже ездила поступать в педучилище в город Переславль. Не получилось, время было послевоенное, надо было работать. Наверное, еще и поэтому я в детстве играла в школу и твердо знала, что буду поступать только в пединститут.

Школа №26 в поселке Реммаш, где Наталии довелось учиться, как многие провинциальные учреждения отличалась своей особой по-домашнему уютной атмосферой. Во многом это заслуга учителей, которые там преподавали, а некоторые продолжают работать и сейчас. Наталия Николаевна с теплотой вспоминает о Жанне Александровне Семиглазовой — классном руководителе, Галине Николаевне Сигачевой — учителе математики, Нине Яковлевне Суховой и Вере Ивановне Луговой — учителях биологии, Лидии Дмитриевне Кушнир — учителе химии. Используя их стиль поведения на уроке, общения с воспитанниками, она училась выстраивать свои взаимоотношения с детьми, когда ей пришлось делать в педагогике первые шаги.

Учеба в школе давалась бойкой девочке довольно легко. Так же просто она по окончании десятилетки, отлично написав выпускное сочинение, сдав химию, биологию и самый тяжелый предмет — физику, поступила в педагогический институт имени Н. К. Крупской.

— По гороскопу я Стрелец, а они часто играют две роли — исследователя и учителя, наверное, поэтому я поступила на факультет биологии и химии, где очень много эксперимента и исследовательских работ, — продолжает рассказ Наталия Николаевна. — До сих пор я люблю быть в роли учителя и ученика. Я считаю, что обе роли одинаково важны для развития и самовыражения личности.

А еще для развития личности была важна картошка, на которую студентов пединститута возили каждый год. По признанию Наталии Немирович, именно ненавистные многим поездки в колхоз вспоминаются сейчас светлее всего. А еще — первый урок, который молодому педагогу пришлось дать в нынче «крутой» барвихинской школе.

— Несмотря на то, что дети в этой школе учились соответствующие, заходить впервые в класс мне было совсем не страшно. Помню, кто-то из ребят задал мне каверзный вопрос, но я не растерялась и сразу нашла, что ответить.

Теплица как полигон для исследований

Окончив вуз, по распределению Наталия Николаевна попала в Бужаниновскую школу. Коллеги легко приняли «новобранца» в свой дружный педагогический коллектив, который без преувеличения можно было назвать и семьей. Дело в том, что учителя жили при школе в одном доме. Теплая атмосфера в педагогическом коллективе частенько поддерживалась веселыми чаепитиями в квартире коллег.

— Мне всегда везло в жизни на людей, — рассуждает Наталия Николаевна. — В Бужаниновской школе мне довелось работать с замечательным человеком, уникальным учителем биологии Эльзой Петровной Червоненко. Именно она преподала мне азы педагогического мастерства, которым я следую и по сей день. В первую очередь она научила меня умению четко и грамотно распределить время, чтобы его хватало не только на работу (учителя, как правило, двадцать четыре часа в сутки думают о школе, говорят о школе), но главное, на семью.

«Для того чтобы работать в школе, нужен хороший тыл», — учила молодого педагога Эльза Петровна. За примером такого «надежного тыла» не нужно было далеко ходить: директором Бужаниновской школы был Петр Михайлович Червоненко — муж Эльзы Петровны.

Впрочем, своего супруга Наталия Николаевна встретила отнюдь не в педагогической сфере, а на танцах. Будущий инженер гражданской авиации Михаил предложил будущей учительнице руку на тур вальса. А спустя несколько месяцев к руке добавилось и сердце. Молодые сыграли свадьбу, и Михаил, как истинный рыцарь, последовал за своей избранницей в Бужаниново.

— Преподавать биологию после Эльзы Петровны было довольно сложно, — продолжает Наталия Николаевна. — У нее был непререкаемый авторитет, который мне тогда еще предстояло заработать.

Так получилось, что Эльза Петровна невольно наставила Наталию и на научную стезю. «Полигоном» для их совместных исследований стал небольшой школьный огород с теплицей, который к тому времени славился уже на весь Союз. Посмотреть на исследования приезжали педагоги со всей России. Сейчас, полученный тогда бесценный опыт, Наталия Николаевна передает своим ученикам, уже в сергиево-посадской школе №6.

Интерактивные ученики

— Работа учителя — это всегда творчество, я бы даже сравнила нашу работу с работой артиста, — рассуждает Наталия Николаевна. — Учитель — человек публичный, каждый день у него не меньше шести выступлений перед самой требовательной и в то же время благодарной публикой.

Сегодня воспитанников Наталии Немирович можно назвать не только учащимися, но и юными учеными. Ежегодно, благодаря своему педагогу, они проводят несколько интереснейших исследований, представляя свои научные труды на районных, областных и всероссийских конференциях и форумах, фестивалях экологических театров и агитбригад. Результатом работы являются грамоты, дипломы, сертификаты.

— Мне важно, чтобы дети не просто выучили учебник, написали реферат, а умели применить свои знания в жизни, — считает Наталия Николаевна. — Оценку я им и так поставлю, я не жадная на пятерки.

На протяжении многих лет большую методическую помощь ей оказывали руководители школы: директор Маргарита Михайловна Тихомирова и завуч Татьяна Дмитриевна Петропавловская.

— Три последних года нашей школой руководит молодой активный энергичный директор Инна Алексеевна Самаркина. У нее столько идей, которые ей хотелось бы претворить в жизнь! С ее легкой руки я в прошлом учебном году приняла участие в двух серьезных конкурсах: «Педагог года-2010», в котором показала достойные результаты, и в приоритетном национальном проекте «Образование», в котором оказалась победителем.

Большую помощь в работе мне также оказывает методист учебно-методического центра района Ирина Васильевна Рамазанова. Она грамотно руководит работой учителя, чувствует время и ситуацию, не случайно победителями национального проекта от нашего района стали двое учителей биологии. Наша школа активно участвует в работе гуманитарного образовательного проекта «Эко Край», освоении учебника нового поколения по биологии учебно-методического комплекса «Сферы», на базе школы работает опытно-экспериментальная площадка Педагогической академии последипломного образования «Экологическое образование, как основа здоровьесбережения».

В прошлом году в 9 классе Наталия Николаевна провела элективный курс: «Биотехнология вокруг нас». Учащимся предложили разобраться в вопросе: что такое ГМО и стоит ли его бояться? Ребята самостоятельно по упаковке изучали состав продуктов и по специальной таблице определяли содержащиеся там полезные и вредные вещества. После курса выяснилось, что любимые молодежью газированную воду и чипсы из-за обнаруженных в них вредных веществ ребята стали меньше употреблять.

— Многие взрослые утверждают, что дети сейчас сильно изменились, стали пассивными, не хотят учиться, но я утверждаю, что это не так. Просто с вводом новых технологий дети стали интерактивные. С ними хочется осваивать что-то новое, например, ту же интерактивную доску, без которой я уже не представляю свой урок.

В ходе своей работы Наталия Немирович воспитала немало учеников, которые побеждали на различного уровня олимпиадах. Это и выпускники: Юрий Федоров, Елена Матвеева, Мария Акулова. Активно работают учащиеся, которые занимаются на элективном курсе: Самаркина Татьяна, Безроднова Валерия, Дмитрий Голиков, Татьяна Черкаскина, Дмитрий Новиков. Причем дети начинают заниматься научной деятельностью довольно рано, класса с седьмого. Наверное, поэтому к девятому классу результаты уже приличные.

— За время работы в школе у меня было много выпусков, со всеми учениками остались очень теплые и дружеские отношения, — продолжает Наталия Николаевна. — Многие ученики уже студенты вузов, но до сих пор я в курсе их успехов и неудач. Охотно откликаются на любые просьбы Ольга Демина и Юлия Прохорова, хотя являются студентами технических вузов. Хочется всем им передать большой привет через вашу газету и самые хорошие пожелания. Активно сотрудничаем мы и с еще одним моим выпускником, ныне преподавателем МГОУ, Глебом Шевцовым. Наши дети активно принимают участие в проводимых этим вузом конкурсах и научно-практических конференциях.

Наталия Николаевна как настоящий учитель никогда не бывает полностью удовлетворена своим трудом и, завершая один проект, уже обдумывает новый. Вот и в этом году, который ЮНЕСКО объявлен годом биологического разнообразия, она планирует продолжить работу в опытно-экспериментальной деятельности по вопросам биотехнологии.

— Учитель — особая профессия, а школа — самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, считает Наталия Немирович. —Мне нравится быть учителем. Надеюсь, что новые знания радуют моих учеников так же, как и меня.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Газета "Вперед"