Платить по-новому за старое

30 января 2012 3984

Появилась новая примерная форма платёжной квитанции для оплаты гражданами услуг ЖКХ. Пока что такая платёжка рекомендована к применению, однако очевидно, что огромные «простыни» всё-таки появятся в наших почтовых ящиках. Причина проста: на горизонте вновь маячат перемены в ЖКХ. На этот раз грядут изменения правил предоставления коммунальных услуг, и начисления жильцам за один и тот же ресурс будут состоять из двух неравных частей.

Платить по-новому за старое

Вкратце: закон «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» требует от граждан установки индивидуальных приборов учёта потреблённых ресурсов, а от управляющих компаний — общедомовых узлов учёта. Счётчики должны появиться и в садовых товариществах, и в дачных посёлках, и в частном секторе. Прописанные в законе сроки россияне благополучно сорвали, т. е. к прошедшему новому году учётная техника была не во всех квартирах, а уж тем более — домах. «В верхах» было решено дать народу отсрочку, и крайним сроком стало 1 июля 2013 года. Если до этой даты вы не обзаведётесь счётчиками холодной и горячей воды, газа и тепла, то ресурсовики на законных основаниях смогут прийти к вам «в гости» и в принудительном порядке установить в вашем жилье приборы учёта, включив их стоимость в квитанцию об оплате жилищно-коммунальных услуг. Насколько реальной окажется эта перспектива, покажет время, однако квитанции «под счётчики» Министерство регионального развития уже разработало и утвердило своим приказом.

Ничейное тепло в подъезде

Кому приятно заходить в неосвещаемый и насквозь промороженный подъезд? Пожалуй, никому. Но кто должен оплачивать киловатты, потраченные на общий свет, гигакалории в подъездных батареях, а также воду для уборки этого же подъезда или для полива придомового газона? Такие вопросы мало мучают жителей, однако обеспечивают серьёзную головную боль для управленцев. Ещё два года назад от одного из местных коммунальщиков мы услышали фразу: «Даже если на мытьё подъезда уборщица потратила один литр воды, кто его должен оплачивать?!» Наш разговор тогда касался несогласия Водоканала принимать плату за воду по показаниям индивидуальных приборов учёта жителей в условиях отсутствия общедомового счётчика. А уж сколько с тех пор утекло этой самой неучтённой воды...

В тот день, когда счётчики появятся на каждой российской трубе, подобные ситуации изживут сами себя. Из показаний общедомового счётчика будут вычитаться суммарные показатели индивидуальных приборов, а остаток будет делиться на всех жильцов. Этот остаток и есть «ресурс, потраченный на общедомовые нужды», и оплачивать его будем всем миром.

Что это будет

Платить по-новому за старое

Квитанция разработана с учётом требований установленного правительством Стандарта раскрытия информации. Все управляющие компании и ТСЖ обязаны раскрывать информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности в части управления, о ценах и тарифах на свои услуги. Значительная доля такой информации найдёт отражение в новой квитанции.

Итак, предлагаемая платёжка будет состоять из семи частей.

Из рамочки №1 мы ничего нового о себе не узнаем (ФИО собственника или нанимателя, адрес, площадь, количество проживающих), а вот об управленцах — пожалуй, будет что-то новенькое: помимо наименования УК, её адреса и телефона, будет указан факс, электронная почта и сайт компании, а также режим работы.

Таблица №2 поведает о получателе или получателях платежей, идентификаторе плательщика, видах предоставленных услуг и сумме для их оплаты (если ваша УК выберет одного получателя, то, разумеется, будет предоставлен только счёт управляющей компании). Здесь же разместится информация о задолженности или произведённых авансовых платежах.

А вот таблица №3 и прольёт свет о том, сколько воды, газа, света и тепла мы потратим на себя и сколько — на нужды дома: графа для начисления за ресурсы делится на две колонки (индивидуальное потребление и общие нужды). По соседству расположатся столбики с указанием действующего тарифа, перерасчёта, льгот.

Раздел №4 будет носить справочный характер: какие нормативы приняты (на случай, если квитанция придёт к не осчастливленному счётчиком гражданину), каковы текущие показания индивидуальных и общих приборов учёта, суммарный объём коммунальных услуг.

В маленькой таблице №5 будут содержаться сведения о перерасчётах и их причинах, а должникам окажется полезна таблица №6, составленная для расчётов сумм к оплате с учётом рассрочки платежа.

Часть №7, уведомление, станет последним компонентом новой квитанции.

Что это даст

По задумке Минрегионразвития, новшество призвано облегчить гражданам контроль за начислениями — хотелось бы отметить, немалыми. Однако самая интересная для простых плательщиков статья, к которой чаще всего возникают претензии, так и останется засекреченной: «содержание и текущий ремонт» по-прежнему будет выражаться непонятно на что раскладываемой суммой. А между тем она складывается из порядка десяти статей: управление жилищным фондом (вы знаете, сколько вы платите своей УК просто за то, что находитесь в её жилфонде?), расчётно-кассовое обслуживание, сбор и вывоз мусора, ремонт конструктивных элементов, техобслуживание и ремонт газового и инженерного оборудования, аварийное обслуживание, обслуживание, ремонт и страхование лифтов, благоустройство и уборка в жилых зданиях и на придомовой территории (сюда же входит обслуживание мусоропровода и дымоходов, а также регулярная дезинсекция). Что-то подсказывает, что раскладка именно этой статьи заставила бы задуматься о казнокрадстве со стороны управленцев, однако по каким-то причинам Минрегионразвития не сочло правильным афишировать наполнение этой статьи.

Точка зрения управленцев на введение новой квитанции оказалась тоже отрицательной. Редкий случай: муниципальные управляющие компании, подведомственные как городской, так и районной администрации, обнаружили небывалое в последнее время единодушие.

Выходит, новые решения, которые нас ожидают в недалёком будущем, — совсем не те механизмы, которые смогут разрубить узел накопившихся проблем в области ЖКХ. Видимо, нашей власти «сверху» по-прежнему видится нечто иное, совсем не похожее на то, что видит народ «снизу». 

Ольга КАНАТНИКОВА,
газета "Новое Зеркало""

Комментарии

Андрей Жуков, директор районной УК:Андрей Жуков, директор районной УК:

— Мы уже изучили вопрос о внедрении новых квитанций. С одной стороны, это очень удобно для жителей — всё в одной квитанции. Но как это будет работать — неизвестно. Мы готовы перейти на такие квитанции, лишь бы толк от этого был. Но это не решает основного вопроса — своевременности платежей. Если люди будут вовремя платить, ресурсоснабжающие компании вовремя будут получать свои деньги — недовольных не будет! Выпуск новой квитанции этой проблемы не решит: бумага есть бумага. А расщепление платежей мы уже внедрили, наши жители и так получают платёжку из нескольких частей, причём в каждой — прямой счёт получателя. Что касается расшифровки тарифа «ремонт и содержание», то нужно знать, что каждый житель может прийти в свою управляющую компанию и взять все данные по этой статье. Более того, в тариф сами жители могут заложить дополнительные суммы для выполнения конкретных работ.


Андрей Сахнов, и.о. руководителя городской администрации:Андрей Сахнов, и.о. руководителя городской администрации:

— Если бы речь шла о разделении платежей, то такая квитанция могла бы стать залогом более эффективного управления жилым фондом. Простая смена формы квитанции не даст положительных результатов. К сожалению, на сегодняшний день в сфере ЖКХ государственного регулирования практически нет. Местное самоуправление тоже очень ограничено, все пожелания к управляющим компаниям с нашей стороны носят рекомендательный характер. Никаких законных рычагов влияния на управляющие компании у местной администрации нет. В этом году планируется подписание ряда документов, которые будут способствовать усилению государственного контроля за компаниями, работающими в системе ЖКХ. Считаю, нам необходим единый расчётно-кассовый центр. В этом случае плата за весь комплекс услуг ЖКХ не аккумулировалась бы на счетах управленцев, то есть доступа к деньгам предназначенным для того же Водоканала у управляющей компании просто не было бы.